Новые мифы и старые истины

На модерации Отложенный

 

НОВЫЕ МИФЫ И СТАРЫЕ ИСТИНЫ

 

Удивительное ощущение оставляет информационная картина наших дней. Скорее забытое чувство, нежели незнакомое. Параллельные реальности. Вспомните, бушующее море «загнивающего» от изобилия капитализма, и континент стабильности «самого передового» общества всеобщего дефицита. Теперь мы знаем, что зарождающие в море цунами способны сносить стабильность континентами. Не слишком ли надеемся на свой нынешний островок?

 

Мировую экономику лихорадит, в арабских странах вихри хаоса, Евросоюз трещит по своим многочисленным швам. Спасение Греции обернулось кризисом Италии. Американцы в массовом порядке забирают деньги из банков, образовав netократическое протестное киберсообщество. Отказ банкиров прыгать без «золотых парашютов» в 2008 отозвался движением «Захвати Уолл-стрит» в 2011. Россия вновь выбирает себе будущее, который раз за двадцать лет, но, так и не  поняв, что будущее не предопределено. Мы пришли в странный мир.

Подвижная реальность 21-го века, изменчивая в самой своей сути, время правдивых иллюзий и иллюзорных истин. Время, когда ответы на вопросы лишь порождают новые вопросы. Что-то не так, или с вопросами, или с ответами.

Вспомним ситуацию середины прошлого века. Существовала очень многочисленная группа людей, уверявших, что их цель – общество равноправных тружеников, называемое ими коммунизмом. Идеальная   картина общества свободы увлекала миллионы и миллионы душ. Когда им указывали на жуткую реальность лагерного советского коммунизма, то эти люди отмахивались. Случайность, ведь все же хотят как лучше. Чудесный мир свободных людей, неизбежное будущее человечество. Ну, сначала немного лагерей, но потом!

В 50-е годы прошлого века на работу в корпорацию «РЭНД» пригласили математика Кеннета Эрроу, доказавшего методами математической логики теорему Эрроу или же «теорему невозможности». Суть этой теоремы в невозможности идеальной демократии, общества равной реализации всех человеческих желаний и волеизъявлений. В строгом математическом смысле – логическая переменная принимает значение «false» (ложь). Такие социальные стремления неизбежно порождают диктат. Идея сверхдемократии коммунизма – утопия, которая закономерно обернулась советской реальностью диктатуры «пролетариата». Теперь мы знаем, насколько плодотворно американцы использовали точное знание  в противостоянии   с Политбюро, выдававшим за научные теории устаревшие фантазии.

В наши дни вновь начались разговоры о крахе капитализма, На Западе активизировались движения возрождения коммунизма, чудесным образом очнулись от спячки коммунистические партии.

Но вот интересный момент – математические доказательства опровержения теоремы Эрроу этими деятелями не представлены. И очень настораживает совпадение зоны новой коммунистической активности со списком проблемных стран. Мы ранее говорили, что этот список приговоренных появился раньше, чем их стали называть проблемными. Так в чем же дело? Обратимся к точному знанию.

Одна из самых общих, целиком охватывающих реальность идей современной физики  - энтропия, мера беспорядка. Говоря максимально просто, тут есть две возможности. Принцип энтропии: в замкнутой системе энтропия неизбежно растет, беспорядок берет власть в свои руки. Например, в форме всеобщей резни в средневековой Японии. Есть желание направить что-то к гибели? Огради железным занавесом, или продвинь там к власти настолько невежественных людей, что они это сделают сами. Принцип Пригожина: система устойчиво существует и самоорганизуется во взаимодействии с окружающей средой, сбрасывая в нее избыточную энтропию. Берешь пакет с мусором и идешь к контейнеру, чем дальше этот контейнер, тем эффективнее процесс.

Все бывшие империи устанавливали порядок, обеспечивали этим своим гражданам лучшую жизнь, замыкая целиком свою территорию. Попадали под действие характеризующей единство противоположностей теоремы Эрроу и приходили к распаду.

Америка пошла другим путем. В сущности это не совсем империя (государство порядка), а во многом совсем наоборот, мировая империя хаоса. Порядок для внутренней территории собственно США, потоки избыточного… э-э-энтропии, избыточной энтропии всему остальному миру. И тут стоит сдержать эмоции. Это не вопрос морали, это вопрос экологии, выживания в реальной ситуации. Они пошли на масштабный социальный эксперимент, и пока смело сеют ветер.

Не принимая в принципе интеллектуального диктата, рекомендую посмотреть с таких позиций на американские (неудачные, казалось бы) вторжения, экспорт «революций», финансовые атаки…. Но один момент необходимо затронуть – коммунистический Китай. Противоречия нет, современный Китай тоже открытая система. Здесь используется еще одна фундаментальная идея – антимир, мир, где все наоборот. Вредные для коммунистических систем отходы жизнедеятельности Китая после пересечения границы миров превращаются в товары буржуазного потребления. Все прекрасно. За границей Китая. А внутри 80%  населения в нищете африканских масштабов, и  95%  остающихся не у дел экономического развития.

Остается один вопрос: и что же нам теперь со всем этим делать?

ИГОРЬ ШУШЛЕБИН