МОЖЕТ ЛИ РОССИЯ ВОЙТИ В ЕВРОПЕЙСКУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ

На модерации Отложенный

Разговор начнем необычным образом, сразу же ответив на поставленный вопрос. Нет, не может. Подобно тому, как при всем желании мы не смогли бы  стать частью человечества. Причина проста. Мы всегда ей были.

 

Большинство членов нашего стареющего общества получили образование в советские времена, когда в политических учениях господствовал формационный подход. История делилась на общественно-экономические формации, сменявшиеся последовательно друг друга. У человечества видели общее прошлое, просматривали общее для всех будущее. В нынешнем же мышлении доминирует цивилизационный подход.

Надо, однако, сказать, что с формациями мы расстались, раньше, чем с ними разобрались. Почти  сто лет назад все ведущие державы были втянуты в небывалую войну. В действительности не только императорская Россия испытала огромные трудности в снабжении фронта. Это было общим местом. Выход нашли – планирование в национальных масштабах. В интересах снабжения фронта возникли «сверхмонополии», составленные из всех нужных предприятий необходимой отрасли. Такая система управления  была названа мобилизационной.  А в Россию ее завезли под псевдонимом «социализм».

Не было чудесного сосуществования двух формаций на одной технической основе. Всего лишь две формы одной. И ведь на первый взгляд, идея–то неглупая, вроде бы. Берем самую эффективную (на тот момент) систему управления, ах, она не работает в мирных условиях, ну будет вам нарастающая «классовая борьба». Будущее предсказано всему человечеству – коммунизм. Чего бы мы не строили, промахнуться невозможно, будем в передовых рядах.

В результате минувшее столетие прошло в России  под знаком Европы. В его начале левые западники – большевики вывели страну из «империалистической войны», рассчитывая на подключение ее в ходе мировой пролетарской революции к единому европейскому дому – братству социалистических наций. Но обещанная большевикам их европейскими учителями мировая революция не состоялась. Большевики оказались в ловушке: поверив на слово своим учителям и безоглядно устремившись по социалистическому пути, они вскоре обнаружили свое одиночество. Начались внутренние чистки, отношение к внешнему миру было пересмотрено, а возникшая в итоге система социализма оказалась антизападной. Хотя противостояние протекало в идеологической оправе однозначно европейского типа и на базе индустриальной технологической цивилизации.

В России за годы холодной войны сформировалась новая группа западников, полных решимости «вернуть страну в европейский дом».

Но в конце прошлого века ситуация повторилась. Как только новые западники разоружились, разогнали союзников, тут же обнаружилось, что мировая либеральная революция заставляет себя ждать, а партнеры объявили себя победителями и не скрывают своего презрения. Либералы  90-ых вновь внезапно обнаружили, что новый мировой порядок они строят в одиночку, других любителей «нового мышления» не нашлось.

Запад переродился в борьбе с марксизмом, западный либерализм приобрел черты тоталитарного учения, проповедующего силу неограниченного предпринимательства с одной стороны, нетерпимость к неудачникам с другой. Новая империя – США – диктует своекорыстную волю.

Ситуация совершенно не похожа  на времена Петра I, когда поток влияния шел практически в одну сторону. На этот раз произошел взаимообмен. Что изменилось? Эта история началась давно.

Говорят: греко-римская цивилизация. Основа европейской культуры. А ведь греки и римляне были бы удивлены восприятием их как единой массы. Распад на западную римскую и восточную византийскую империи закономерен, но нами до сих пор не осознан. Догадываетесь, почему? Исходный анализ провели западные ученые. И они просто не хотели заявлять себя наследниками солдафонов - римлян вперемешку с вандалами, а русских – конечным порождением культуры эллинов.

Примем точку зрения, что европейская цивилизация всегда была метацивилизацией, состоящей из нескольких цивилизаций. Долгое время таковых было две, но в 20-ом веке стало три: американская, центральноевропейская и русская.

Вырвавшись на просторы северной Америки, западные европейцы впервые в своей истории ощутили так знакомое нам чувство воли. По своей европейской привычке они принялись истреблять соседей. Но столкнулись с необходимостью ужиться с разными расами и народами. Американская форма цивилизации не только далека, но и в чем-то близка к нашей. Это объясняет взаимообмен.

Понимаете, почему Европе теперь уже не до различий с Россией? Европейцы  не выиграли холодную войну. Они теперь о безвизовом режиме с Россией задумались. И это не наш, а их последний исторический шанс.

Пора забыть об идеях присоединения в смысле вливания, о западниках и славянофилах. Мы самостоятельная развившаяся цивилизация, в которой Московское царство, Российская империя и Советский союз – единое неделимое прошлое. Все идеи, например, последнее море, третий Рим, новый мир свободы, наши идеи. Разбросано достаточно камней, пришло время их собирать.