Беларусь: конец независимости.

То, что новый союз с Россией будет построен, не вызывает никаких сомнений, как и то, что он не будет функционировать ни на принципах демократии, ни на принципах уважения интересов стран-членов этого образования, кроме интересов России и отдельных правящих группировок в государствах, входящих в него.

 
 

Развитие геополитических процессов, в которые Беларусь оказалась втянутой благодаря деятельности и политике Лукашенко, приведет к самым негативным для нее результатам. Речь идет о потере суверенитета и вхождении страны в новый союз с Россией. То, что этот союз будет построен, не вызывает никаких сомнений, как и то, что он не будет функционировать ни на принципах демократии, ни на принципах уважения интересов стран-членов этого образования, кроме интересов России и отдельных правящих группировок в государствах, входящих в него.

В данной статье представлена попытка анализа того, какими будут последствия такой интеграции для Беларуси и ее общества.

Беларусь на долгие годы лишится государственного суверенитета, возможности самостоятельно определять свое будущее не только относительно политической ситуации внутри страны, но и на международной арене. Потерю суверенитета не смогут заменить никакие материальные блага, которые сулят беларусам российские и беларусские интеграторы. На сегодняшний день отчетливо видны лишь выгоды, которые от интеграции получит Лукашенко: он еще несколько лет сможет спокойно править беларусами и уйти на заслуженный отдых.

Будущее, которое мы теряем

Конечно, можно говорить о том, что все союзы неустойчивы, а значит, может развалиться и этот – Евразийский. Проблема, однако, заключается в том, что усилия общества и время, отведенное историей для беларусов, будет растрачено на создание совершенно ненужных проектов, тянущих страну в прошлое, а не в будущее.

В течение 17 лет страна содержала диктатора, он распоряжался ею как своим имуществом, и в итоге она потеряла возможности для развития и движения вперед.

Тем не менее, даже в этих условиях оставалась надежда, что благодаря реакции общества ситуация может измениться, и Беларусь, с падением режима, обретет новые возможности, станет свободной, демократической страной. После вступления в союз с Россией даже эти призрачные возможности будут утрачены, а Беларусь снова превратится в придаток империи.

Можно предположить, что, войдя в новый союз, беларусы осознают, наконец, что для них значила независимость, и это приведет к протесту и началу нового периода национального возрождения.

Может быть, действительно беларусам нужна еще одна национальная трагедия, чтобы понять, что мы – Народ.

Но мне почему-то кажется, что этого не произойдет. Ведь если беларусское общество в своем большинстве за эти 20 лет так и не поняло, что значит жить в собственной стране, не поймет оно этого и потеряв ее. Оно уже сейчас отрешенно взирает на то, как страна цельным куском продается России. Приходится констатировать тот факт, что беларусы воспринимают собственную страну как нечто чуждое и не стоящего того, чтобы за нее бороться, а потому не видят никакой трагедии в происходящем.

Судя по всему, беларусы просто лишаются того, чего никогда не имели или не воспринимали в качестве ценности.

Политический режим в Беларуси и планы Москвы

С созданием Евразийского союза реальные демократические преобразования в Беларуси станут невозможными. Страна на долгие годы застрянет в авторитаризме. Новый союз будет способствовать защите и консервации авторитарных ценностей и авторитарного режима, который будет мягко называться «суверенной демократией». Авторитаризм на сегодняшний день служит основной центростремительной силой для создания Евразийского союза. В ближайшее перспективе союз будет своеобразной гарантией стабильности и устойчивости режима Лукашенко в Беларуси, он будет защищать политическую систему от нежелательных, прежде всего демократических перемен. Режим Лукашенко – это главный механизм, который является двигателем встраивания Беларуси в Союз, и до тех пор, пока политическая система союзного государства окончательно не консолидируется, Лукашенко будет нужен Москве.

После консолидации нового образования судьба беларусского диктатора будет предопределена.

Если создание союза будет завершено до президентских выборов в Беларуси 2015 года, то Лукашенко вряд ли еще раз сможет претендовать на кресло президента.

Возможно, предвидя такой сценарий, он постарается оттянуть полную интеграцию до момента, пока не переизберется на следующий президентский срок. Хотя подобные пируэты Лукашенко не будут иметь значения, так как экономически и политически Беларусь к тому времени будет полностью зависеть от России. Поэтому даже если Лукашенко позволят стать президентом Беларуси в 2015 году, чтобы он поставил свою подпись под окончательным союзным соглашением, остаться до конца президентского срока Москва ему не позволит. Смею предположить, что беларусский президент, скорее всего, повторит судьбу Бориса Ельцина.

Возникает вопрос, зачем Москве избавляться от человека, который полностью зависит от нее?

Во-первых, сама по себе личность Лукашенко для московских лидеров глубоко антипатична, они просто предпочтут иметь вассала с более приемлемым стилем поведения; во-вторых, убрав беларусского диктатора, Москва тем самым сделает символическую подачку Западу, показав, что Россия не приемлет диктатуры одного человека, и что в Евразийском союзе Беларусь стала более демократичной и открытой страной.

Тем не менее, для России будет очень важно провести такую политическую рокировку, которая не затронула бы целостности всей системы в Беларуси и гарантировала ее внутреннюю стабильность. Другими словами, Россия сделает всё, чтобы после ухода Лукашенко в Беларуси не началась внутренняя борьба за власть и перераспределение ресурсов.

Два сценария развития событий

Исходя из вышеуказанных причин, можно предположить, что смена власти в стране может проходить по двум сценариям:

Сценарий первый. На первых порах, с целью своеобразного вознаграждения Лукашенко за содействие в создании нового союза и для успокоения его окружения, Россия согласиться на вариант преемника, которым может стать Виктор Лукашенко как переходная фигура. Сын президента является ключевой фигурой в нынешней правящей элите, контролирующей практически все силовые ведомства, соответственно Москва будет вынуждена с этим считаться. Но в перспективе двух-трех лет, после создания союза и ухода действующего президента, клан Лукашенко будет полностью отстранен от власти в Беларуси.

Сценарий второй.

Преемником Лукашенко может стать один из чиновников нынешнего аппарата власти, который будет соответствовать модели российского чиновника и будет лоялен к Москве и позитивно воспринимаем беларусской номенклатурой. Я не исключаю, что такими ставленниками могли бы быть сегодняшний глава Администрации президента Владимир Макей или министр культуры Павел Латушко.

Так или иначе, процесс передачи власти в Беларуси будет происходить внутри правящей элиты, представители которой будут постепенно заменяться ставленниками из Москвы.

Если же говорить об оппозиции, то ее положение и условия деятельности не изменятся, и прежде всего это касается организаций с национальной идеологией. Оппозиция, как и прежде, не будет иметь никаких возможностей влиять на политические процессы в стране. Хотя некоторые партии, стоящие сейчас в оппозиции к Лукашенко, могут пойти на сотрудничество с новым режимом. Речь идет о таких организациях как «Справедливый мир» и ОГП, которые в своей деятельности и раньше периодически ориентировались на Москву.

Окончательная смерть беларусского национализма?

Первостепенной задачей для России будет недопущение демократических преобразований в Беларуси в будущем, которые могли бы привести к росту антисоюзных настроений и пересмотру всех соглашений. Следует подчеркнуть, что все договора и декларации о создании общих интеграционных проектов инициируются и подписываются нелегитимным президентом Беларуси.

Поэтому новый режим продолжит антинациональную политику Лукашенко, так как национализм, как и демократия, являются единственным противоядием от российского империализма, соответственно национальная и историческая память будет продолжать интенсивно искореняться. Этому также будет способствовать дальнейшая эмиграция наиболее активной части беларусского общества.

Как уже отмечалось, беларусский управленческий и силовой аппарат будет полностью денационализирован, постепенно заполнен российскими чиновниками. Этому будет способствовать система «единого союзного гражданства». Хотя возможно, что надобности в массовой замене бюрократического аппарата в РБ не будет, так как он достаточно антинационален и антипатриотичен и на сегодняшний день. Для беларусских бюрократов, как и силовиков, важно, чтобы их экономическое благосостояние не ухудшилось, в целом же они готовы служить любому хозяину.

Как Евразийский союз будет консолидироваться

Для более эффективного контроля за политическими процессами в Беларуси, ее большей привязки к России, будет создана пропорциональная избирательная система, которая функционирует в России и Казахстане. В парламент войдут пророссийские партии. Кандидаты в будущий парламент очевидны это: ЛДПБ, КПБ, «Белая Русь», которая станет партией власти. Представляется вероятным, что в процессе консолидации политических институтов союзного государства будет создана так называемая интернациональная, Евразийская партия, наподобие КПСС, для лучшей управляемости союза и подконтрольности Беларуси и других государств Москве.

Беларусь полностью войдет в военно-стратегическую структуру России. Скорее всего, будет воссоздана союзная армия и единая система обороны.

Соответственно беларусам снова доведется служить в различных уголках союза и защищать границы новой империи.

Следует отметить, что эти процессы в Евразийском союзе будут проходить гораздо быстрее, чем в ЕС, где существует 27 центров принятия решений. В союзном государстве будет только один такой центр.

Безусловно, верховная власть в новом союзном государстве будет принадлежать представителям российской правящей элиты. Если создание союза будет идти такими темпами, которыми оно идет сейчас, то первым президентом Союза может стать Дмитрий Медведев. Путин сохранит за собой пост президента России, а по истечении президентского срока он может заменить Медведева на посту главы Союзного государства. Реализация такого сценария обсуждалась в 2008 году. Думаю, что президент Союза не будет избираться на всеобщих выборах, а выдвигаться из числа руководителей союзных государств. К тому времени вряд ли кто-то из лидеров союзных государств сможет составить конкуренцию президентам России.

В целом структура и институты союзного государства будут повторять структуру СССР, так как для России важно доминировать и контролировать другие государства, будут созданы общесоюзные министерства, введена единая валюта и т.д. Конечно, формально все будет соответствовать принципам суверенитета и демократии, а по всем ключевым вопросам будут даже проведены референдумы, где народы выскажут свое одобрение.

Уже сейчас в России интенсивно проводится подготовка общественного мнения по поводу создания союзного государства. Согласно исследованиям ВЦИОМ, 48 % россиян высказалось за создание Союзного государства. Среди беларусов, по информации ВЦИОМ, сторонников союзного государства – аж 62 % опрошенных.

Последняя игра Лукашенко?

Возможность избежать того, чтобы Беларусь окончательно была втянута в новую геополитическую аферу, еще есть. Хотя многие из представленных ниже вариантов, выглядят нереальными, но других на сегодняшний день я не вижу:

1. Активизация ЕС. Фактически Беларусь оказалась втянутой в новый интеграционный процесс с Россией не только благодаря Лукашенко, но и по причине геополитической несостоятельности Европейского союза, который до последнего времени так и не выработал ясной позиции по Беларуси. А без геополитической опоры на ЕС Беларусь не сможет преодолеть влияния России. Самое простое, что мог бы сделать ЕС для Беларуси в этих условиях – это решение визовых вопросов в одностороннем порядке: от упрощения визового режима до вопроса о его ликвидации;

2. Объединение оппозиции в единый национальный фронт для борьбы за сохранения независимости страны любыми методами. Пока оппозиция остается конгломератом разрозненных группок;

3. Организация и проведение массовых протестов населения Беларуси против вступления в Евразийский союз. Это можно сделать только при условии объединения оппозиции и с учетом того, что беларусы готовы защищать суверенитет страны;

4. Отстранение от власти и «политическая смерть» Лукашенко еще до вхождения Беларуси в состав Союза. Это могло бы остановить процесс поглощения Беларуси. Но это возможно только в случае реализации предыдущих пунктов.

На данный момент, демократическое сообщество и Запад с удивительным спокойствием смотрят на то, как Беларусь шаг за шагом теряет свой суверенитет в надежде на то, что Лукашенко снова играет с Россией. Однако я убежден, что это будет его последняя игра.