19, 20 ноября 1941 г. Из цикла "Календарь войны. 70 лет назад"

На модерации Отложенный

 

19 ноября - Тихвинская наступательная операция. 4-я армия Ленинградского фронта перешла в наступление северо-восточнее Тихвина. Военный совет Ленинградского фронта и горком партии на совместном заседании принимают решение создать военно-автомобильную дорогу по льду Ладожского озера для доставки грузов в Ленинград.

Битва за Москву. На звенигородском направлении начал наступление немецкий 9-й армейский корпус 4-й армии. Правофланговые соединения 5-й армии были вынуждены отходить к Звенигороду. Немецкая 2-я танковая армия наступает в направлении Ефремова и на восток через Дедилово. 19 ноября 24-й танковый корпус достиг Болохово.

Ростовская операция (1941). 3-й танковый корпус 1-й танковой армии группы армий «Юг» преодолел сопротивление 56-й Отдельной армии, достиг северной окраины Ростова.

Оборона Севастополя (1941—1942). С 19 ноября Севастопольский оборонительный район вошёл в непосредственное подчинение Ставки. Черноморскому флоту приказывалось оборонять Севастополь и Керченский полуостров, и не допустить противника на Кавказ через Таманский полуостров.

 

* * *

 

20 ноября - Начало работы ледовой дороги на Ладожском озере.

Советские войска овладели Малой Вишерой.

Тихвинская наступательная операция. 52-я отдельная армия овладела городом Малая Вишера.

Блокада Ленинграда.
В Ленинграде сокращены нормы выдачи хлеба войскам и населению. Рабочие стали получать 250 граммов хлеба в сутки, иждивенцы и дети — 125 граммов, войска первой линии и боевых кораблей — 300 граммов хлеба и 100 граммов сухарей, остальные воинские части — 150 граммов хлеба и 75 граммов сухарей. В городе закончилось топливо. Остановились электростанции. Замерз водопровод.

Битва за Москву. С 20 по 22 ноября части 30-й и 16-й армий Западного фронта вели бои на подступах к Клину.

К. К. Рокоссовский предложил отвести войска за реку Истра и организовать там прочную оборону.

Командующий фронтом Г. К. Жуков приказал стоять насмерть, не отходя ни на шаг. К. К. Рокоссовский не согласился с решением командующего фронтом и обратился к начальнику Генерального штаба Б. М. Шапошникову, который санкционировал отвод войск.

К. К. Рокоссовский: «Не успели еще все наши войска получить распоряжение об отходе, как последовала короткая, но грозная телеграмма от Жукова. Приведу её дословно:

«Войсками фронта командую я! Приказ об отводе войск за Истринское водохранилище отменяю, приказываю обороняться на занимаемом рубеже и ни шагу назад не отступать. Генерал армии Жуков».

Что поделаешь — приказ есть приказ, и мы, как солдаты, подчинились. В результате же произошли неприятности. Как мы и предвидели, противник, продолжая теснить наши части на левом крыле, отбросил их на восток, форсировал с ходу Истру и захватил на её восточном берегу плацдармы. Южнее же Волжского водохранилища он прорвал оборону на участке 30-й армии и стал быстро продвигаться танковыми и моторизованными соединениями, расширяя прорыв. Его войска выходили во фланг и в тыл оборонявшейся у нас на правом фланге 126-й стрелковой дивизии, а она и до этого была сильно ослаблена и еле сдерживала наседавшего врага. Одновременно был нанесен удар из района Теряевой Слободы, и немецкие танки с пехотой двинулись к Солнечногорску, обходя Истринское водохранилище с севера
.» 

Немецкая 2-я танковая армия заняла Дедилово и Сталиногорск. Создалась угроза прорыва немецких войск к Веневу и Зарайску. Немецкая 18-я танковая дивизия после упорных уличных боев заняла город Ефремов и удержала его, несмотря на контратаки советских войск.

Немецкая 9-я танковая дивизия 48-го танкового корпуса 2-й армии заняла город Тим.

Ростовская операция (1941). Войска Южного фронта отразили попытку противника захватить переправу через Дон в районе Аксайской. В центре Ростова завязались уличные бои.

Ф. Гальдер: Потери немецкой армии с 22 июня по 16 ноября 1941 года составили 709 587 человек. Среднесуточные — 4795.

 

__