Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!
На модерации
Отложенный
Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!
Или грустная история о том, как неожиданно возникают редакционные задания и о том, как вдруг ты понимаешь, что русский и индеец из племени Алгонкин – это практически одно и то же...
История действительно грустная, потому что приехав ко мне отдыхать Олег Накариков, издатель всеми любимого журнала “Russian Guide”, отдыхать вдруг передумал и слегка попарившись в баньке, уложив спать детей, подсел ко мне за ресторанный столик и за пять минут превратился из издателя, владельца заводов, газет, пароходов и акулы капитализма в старого доброго интеллигента (даже очки нацепил) и завел совершенно странный раговор о том, что все мы, столько лет живущие в этой стране, сделав блестящие карьеры, посадившие каждый свое дерево и построившие каждый свой дом вообщем то ничего не знаем о людях, которые жили здесь до нас.... Как старый циник я понимаю,что в основе таких раговоров лежит желание забыть о том, что завтра с утра нужно собачиться в типографии, послезавтра организовывать доставку очередного номера по всем адресатам распосранения...еще через день судорожно добирать контент в очередной номер...а сейчас, за столом два тончайшего стекла стакана с коньяком, ароматный лемончик слегка припудренный сахаром, улетевшая неизвестно куда после баньки дорожная усталость... За “бортом” минус двадцать, а у нас в ресторанчике сухое уютное тепло каминов... Вообщем атмосфера располагает к тому, чтобы слегка забыться и погрезить о...вечном...О том, что будет и о том, что было...
Нет, я не против, я – За!!! И профессия обязывает, и человеческая сущность не протестует против того, чтобы посидеть и красиво поговорить... но причем здесь индейцы. Благородный Гойко Митич в роли Зоркого Сокола с одной стороны и мы с Накариковым, с прилично уже нагретыми в ладонях коньячными стаканами, с другой....
Я ему цинично: “Олег, кому это может быть интересно...сегодня – это только торговля табачными изделиями, разруха и люди напрочь лишенные мотивации к нормальному созидательному труду... и, самое гланое, об этом все наши читатели прекрасно знают. Невозможно придумать ни одного нового слова, которое люди прочли бы с интересом ”
А он в ответ так романтично: “Но они ведь жили как то здесь без нас!” ... И всё! И никуда не попрешь против этого. Действительно, они жили как то до нас и без нас и сегодня живут рядом и вместе с нами... А мы ничего толком и не знаем о них...
Озадачил, одним словом, издатель... а утром по замороженным Алгонкинским дорогам упорхнул в свою деловую Торонтскую жизнь вместе с супругой, детьми и коллегами...
А у меня “под рукой”, в пятидесяти километрах от нашей Мадаваски (все знают, что Мадаваска и еще несколько небольших населенных пунктов в этом районе – это кусочек Старой Европы, со всеми атрибутами – в лицах, в умах, в восприятии людьми самих себя...) единственная индейская резервация - небольшой поселочек в котором действительно глазу не за что зацепиться – ну не Ацтеки или Инки были в прошлом эти племена Алгонкинов....Ну вообще ничего, кроме стареньких малюсеньких домишек, облицованных облезлым уже сайдингом...Ну ни единого материального свидетельства тому, что ЭТО – КУЛЬТУРА. В официозе – Да, всё: и территория и события и счастливые лица людей на страницах вебсайтов... всё это есть. В реальной жизни – ничего этого нет. Но люди то действительно жили и живут!
Нет свидетельств материальных – буду искать, это я так в шутку решил, духовные!!! А потом ужаснулся – а как? Представил на секунду, что приехав в табачную лавку за сигаретами, разговорившись с продавцом, так сразу за пол-часа получу ответ на простой вопрос: “Ну как вы здесь поживаете, в этом суровом северном мире?..” Не получается.
А как же ещё? Ведь абсолютно непересекаемые миры. Просто тупик!.. И всё же я выкрутился. Вот послушайте.
2003 год. Июль. У меня в Гостях Ирина Шульга из Новосибирского педагогического университета. Она по моему приглашению приехала помочь клубу Артекс определиться с методологией работы детских программ. Сегодня они всем хорошо известны как самостоятельный бренд “Madawaska Sunshine Camp”? а тогда мы только начинали осмысливать, что наши Торонтские дети совершенно не похожи на детей Российских, несмотря на то, что сохранили русский язык. И с ними нужно научиться работать...С играми и развлечениями оказалось всё достаточно просто. А вот с историко-этнографическими аспектами наших программ пришлось повозиться. Ну не в материале мы и всё... Не говоря уже о том, чтобы на этом фактически пустом месте сочинять методику работы с детьми. Нашли с горем пополам единственную сказительницу – женщину, сохранившую огромное количество эпических произведений союза племен Алгонкин. И запланировали на 7 недель увлекательный цикл рассказов о том, кто такие Алгокины и Мадаваска, чем и как они жили в прошлом и что с ними происходит сегодня, в условиях параллельного существования с государством Канады. И ровно за сутки до первого урока в нашем районе проходит совершенно немыслимое событие – налетает ураган и практически полностью сносит с лица земли поселок Комбермие, в котором жила сказительница...Её дом тоже разрушен – трагедия, форс мажер и нам нужно решать проблему как рассказать детям о индейских племенах самостоятельно. Времени нет! И мы в течении суток сочиняем увлекательнейшую псевдоэтнографическую программу “Семь легенд племени Мадаваска” на основании собственных представлений о добре, зле, благородстве, подлости... с использований самых простых человеческих понятий – Мама, Папа, Брат, Друг...
Это 7 коротких художественных произведений -рассказов, вписанных в территорию, на которой происходил отдых детей о том, каким богам молились индейцы, какой была индейская семья... и даже о том, как индейцы подарили канадцам имя для долларовой монеты – “Луни”. Нам очень понравилось самим... Дети плакали от сопереживания благородству эпических героев...У нас появилось даже “Дерево Желаний” на котором все дети завязывают и по сей день ленточки на память, загадывая самые сокровенные желания в отношении своих близких. Они знают, что повзрослев, через несколько лет приедут сюда, чтобы проверить у этого “Дерева Желаний” насколько реализовались загаданные в прошлом тайные желания...
Это действительно здорово получилось! Но это всё же был цикл абсолютно художественных произведений, не основанных ни на каких исторических фактах... Каково же было наше удивление, когда, уже почти через два года после описываемых событий мы пригласили эту сказительницу к нам в клуб и продемонстрировали ей свой спектакль.. “Вы – настоящие индейцы” – сказала она, “У вас абсолютно те же представления об основных нравственных категориях, на которых строится жизнь народов наших племен...”
Я больше не буду утомлять тебя, читатель. Олегу Накарикову огромное спасибо за это необычное редакционное задание, давшее возможность мне самому посмотреть на проблему взаимоотношения национальностей внутри огромной страны сквозь призму совершенно уникального личного опыта. Сейчас в конце сегодняшнего рассказа я и сам про себя могу с уверенностью сказать: “Да, индеец.., а вы думали кто?”
И ещё, может быть совсем не по теме, но лет 20 назад, когда наш Союз разваливался, один из моих близких школьных друзей Петя Бузденков, настоящий Д” Артаньян в нашем маленьком, но крепком мальчишеском братстве, к тому времени большой учено-военный чин, служащий на Байконуре, наотрез отказался переезжать назад в Россию (хотя перспектив в Казахстане уже не было никаких), он тогда сказал мне: “Вова, главное ведь не ГДЕ жить, а С КЕМ”. И сегодня, через столько лет, благодаря этому неожиданному застолью с Олегом Накариковым и его редакционными сотрудниками, благодаря нашему хорошо знакомому каджому человеку “вдруг” эта истина открылась и мне: “Настоящему индейцу завсегда везде ништяк!”, действительно. Как в песне поется...
Спасибо, что выслушали.
Комментарии