К истории казачества. Часть I. Предки донских казаков. Глава III. Черкесия и ее прошлое.

На модерации Отложенный

Начало главы в №3

Для объяснения всего вышесказанного, обратимся к древней истории этой интересной страны, которую осетины и до сих пор называют Казакией, и ее загадочного народа, известного у греческих и римских историков и географов под многими названиями. Страна эта обнимала все пространство, простирающееся по восточным берегам Азовского и Черного морей от нижнего течения Дона до предгорий Кавказа.
Еще задолго до появления в этих местах греков, финикияне, имевшие уже сильный торговый флот, плавали по Черному морю и заходили до той дальней восточной „земли”, куда их, как и позднее греков, привлекала молва о золотых россыпях и о богатстве далеких, баснословных стран.
В этих странствованиях финикийцы из Черного моря заходили в Азовское, в р. Дон и по р. Манычу, которая в то отдаленное время была многоводна и служила проливом между Азовским и Каспийским морями, проникали в р. Волгу и Урал, куда из стран Приуральских действительно могло доставляться золото. О пребывании на берегах Маныча финикийцев свидетельствуют найденные лет сорок тому назад на берегах большого манычского озера Гудилы остатки древнего финикийского корабля, построенного из очень крепкого дерена с медными гвоздями. Устье р. Дона в то время было гораздо выше нынешнего и быть может Манычский пролив вливался прямо в древнюю Меотиду, т.е. Азовское море. (Географическое развитие дельты р. Дона, в связи с ее заселением, В.В.Богачев). Кроме золота купцы вывозили из этих мест и другие металлы и рыбу, какой нет в других морях и реках, как например, красную.
Древние писатели говорят также о плаваниях по Черному морю карийцев, бывших то союзниками, то соперниками финикийцев.
Развившееся впоследствии мореходство у греков заставило финикиян уступить свои рынки этим последним и прекратить свои экспедиции в эти страны.
С VII и VI в. до Р.Х. греческие торговые колонии, милетские, уже появляются по берегам Черного и Азовского морей, как например, Синоп (на южном берегу Черного моря), Фазис, Диоскурия (на восточном), Пантикапея, Нимфея, Феодосия и Ольвия (на северном). Дорические колонии: Гераклия Понтийская, Херсонес Таврический и др. Ионийские: Фанагория на Таманском полуострове. Пантикапея, как расположенная при Керченском проливе, (Босфор Киммерийский) близ нынешнего города Керчи, держала в своих руках всю рыбную и хлебную торговлю восточной половины Скифии; р. Танаис (Дон) и Волга представляли удобный путь для привоза продуктов дальних северных и восточных стран.
Таманский полуостров представлял группу островов между рукавами Гипаника (Кубани); здесь находились города: Фанагория, Кепы, Гермонасса, Киммерион, Ахиллеон, Апатурон и др. Несколько южнее, к берегу Понта (Черного моря) лежала „гавань синдов” (Индов) и Горгиппия. Древнейшие обитатели Босфора были Киммериане, полудикое первобытное племя. О господстве их прямо говорят Геродот и Страбон. Их вытеснили Скифы (Русские древности в памятниках искусства. И.Толстой и Н.Кондаков, вып. I-й).
Восточные берега Азовского моря до Кавказских гор в V в. до Р.Хр. занимали племена Сарматов или Савроматов. Греки, строя свои города на землях этих народов, становились первоначально в зависимости от них или платили им дань за занимаемую землю. С одной стороны им приходилось бороться с этими племенами, с другой, благодаря неизбежному смешению с греками, племена эти перенимали греческий язык и культуру и превращались таким образом в полу-греков; так например, Гелланик называет эти народы Миксэллинами.
Основание Понтикапеи относят к 511 г. до Р.Хр., т.е. к промежутку между походом Дария на Скифов и разрушением Милета персами. В V в. она уже стояла во главе союза босфорских греческих городов, носившего общее название Босфора. В 438 г. до Р.Хр. один из туземных князьков, именем Спартак, соединил под своей властью оба берега Босфора и положил таким образом начало Босфорскому царству, просуществовавшему до конца II века до Р.Х., а потом пришедшему в упадок и покоренному Митридатом, царем Понтийским. (Страбон. VII, 4. 4).
В тот же период времени, т.е. около V и IV в.в. до Р.Хр. босфорскими греками в устьях Дона (Танаиса) был основан новый город под названием Танаиды. Эта греческая колония, выдвинутая далеко на северо-восток, глубже всех прочих колоний, во времена Геродота (V в. до Р.Хр.) не считалась уже новым городом и имела значение в торговле Греции по вывозу невольников, рыбы, выделанных мехов, сыромятных кож и хлеба. Через нее ввозились предметы греческой культуры, как то: сукна и другие ткани, вина, оружие, посуда, разные металлические изделия и мелкие товары.
Около Рождества Христова Танаида достигла цветущего состояния и сделалась самым оживленным пунктом для торговых сношений греков с восточными народами. Вскоре она была разрушена до основания Понтийским царем Пелемоном, ставленником Рима, завидовавшим ее процветанию, так что во времена Плиния (I в. по Р.Хр.) город этот уже не существовал.
По археологическим изысканиям позднейшего времени, а также раскопкам хранителя музея Императора Александра III А.А.Миллера, произведенным в 1908-1910 г.г., в достаточной степени установлено, что древняя Танаида (первая) была расположена близ нынешней Елисаветовской станицы. Город этот находился на острове, не заливаемом в половодье, окруженном водой с севера – рукавом Дона, проходившем по ерику* Дугину (теперь – Камышевое болото), с востока и юга – Доном и полузаглохшим ныне ериком Казачьим, а с запада – морем, которое в то время, надо полагать, простиралось выше нынешнего своего местоположения.
Найденный А.А.Миллером при раскопках в указанном месте материал, по стилю золотых вещей, керамики, по клеймам на глиняных амфорах, относится к V-III в. до Р.Хр. и должен быть разделен на две категории: 1) предметы греческой техники, служившие местным туземным жителям при торжественных случаях их народной жизни, и 2) предметы туземного производства, употреблявшиеся в обыденной повседневной жизни. Первые найдены в могилах, вторые — при раскопках городища и, особенно, жилищ. Могилы устроены по одному образцу: они представляют собою прямоугольные или квадратные ямы, глубиной около одного метра, со стенками, обложенными толстым слоем местного камыша.
Скелеты расположены, большею частью, головой на запад, при этом в ногах всегда находятся амфоры и другие глиняные сосуды и кости лошадей: ожерелья, шейные обручи (гривны) и оружиe; обыкновенно лежат на своих местах. В виду чрезвычайной сырости почвы, бронзовые и железные изделия совершенно уничтожены ржавчиной. Внешняя форма могил почти всегда – курганы полушаровидной формы, обложенные вокруг кольцом – оградой из камней.
Из этих погребений можно вывести заключение, что в древней Танаиде жили богатые скифы-славяне и греческие купцы, сносившиеся с Грецией, а большею частью с Понтикапеей, выходцами из которой Танаис и был основан 12 ).
Самое городище расположено посредине курганного могильника. Оно очень обширно и состоит из двух частей, окруженных валами. При этом внутренний вал значительно больше наружного. Верхний слой почвы состоит почти целиком из мусора, черепков, пепла, угля, черепицы, остатков пищи (кости рыб, баранов, птиц и лошадей), каменных грузил от сетей, остатков построек из необтесанного камня-дикаря, скрепленных глиной и крытых камышом или черепицей, и стеклянного шлака. Последний факт указывает на практиковавшееся здесь производство стекла.
Городище все изрыто кладоискателями почти за две тысячи лет. На окраине его курганный некрополь (кладбище). Можно установить и место акрополя (крепости).
Ниже г. Танаиды, в ста стадиях от него, т.е. около 17-20 верст, Страбон указывает населенный разными племенами остров Алопекию. По исследованиям геолога В.В. Богачева, остров этот мог находиться близ нынешнего села Кагальника. Через сто лет после разрушения Танаиды, в устьях Дона возрождается новый город и уже не на прежнем месте, так как по-видимому, река там к тому времени сильно обмелела или отошла по другому руслу, а на правом берегу Мертвого Донца, близ нынешнего хутора Недвиговского, Елисаветовской станицы. Местность эта сильно изрыта; раскопками открыто два курганных некрополя; найдены остатки валов, фундаменты капитальных

--------------
12) О погребальных обычаях языческих славян.

Исследование А. Котляревского. Москва, 1868 г.
*) Ëрик — относительно узкая протока, соединяющая озера, заливы, протоки и рукава рек между собой, а также с морем. Ерики бывают постоянные и временные (сухие старицы или ложбины). Они располагаются в поймах рек или между озёрами. В словаре Макса Фасмера слово „ерик” объясняется как давнее заимствование из тюркских языков, более поздние заимствования – арык и упомянутое в „Слове о полку Игореве” – яруга. Прим. Кр. П.
зданий, а также многие предметы и надписи на камнях и монетах, ясно свидетельствующиe о существовании здесь торгового города со смешанным населением, управлявшегося архонтами*) и имевшего сношение с Босфором. Гавань этого города, носившего название Танаиды 2-й, была доступна для морских судов. В IV в. по Р. Хр. он был разрушен гуннами, так что к концу этого века о нем уже не упоминает ни один из византийских писателей. Степи, прилегающие к Меотиде, представляли обширные пастбища для скота кочевых народов, которые, по словам Страбона (VII, 3. 17), „жили в различных местах, смотря по тому, какое из них в данное время обладает хорошими пастбищами — зимою на болотах около Меотиды, летом на равнинах”. Кроме скотоводства, местные жители занимались в обширных размерах хлебопашеством и рыболовством, в особенности на восточных берегах Азовского моря. Страбон также говорит о разведении в босфорском царстве и винограда, где его на зиму, по причине холодов, закапывали в землю: но плоды этой лозы были мелки (II. I. 16 и VII. 3. 18).
О процветании земледелия в древнейшие времена на равнинах нижнего Дона и в особенности Кубани указывает существовавшее в то время поклонение в этих местах богине земли, именуемой „Апия, Опия и Опс”, отсюда распространенное название этой богини „Европия” или „Деметер” (Dea Mater) Европа, которой, по словам Геродота, гиперборейские или северные девы приносили в жертву пучки пшеничных колосьев, как первые плоды своих полей. На это указывают также найденные в курганных раскопках на Таманском полуострове изображения на разных предметах, бляхах, ожерельях, стенах могильников и проч., хлебных колосьев, цветов мака, домашних и диких животных, плодовых деревьев, сошников и проч., а позднее — виноградных гроздьев.
Во время Геродота и его современника Гиппократа, т. е. в V в. до Р. Хр., на юге нынешней России и в Приазовье климат был гораздо суровее, чем теперь. В течение восьми месяцев, говорит Геродот (IV, 28), там стоял нестерпимый холод, а пролитая в это время на землю вода не делала грязи, разве разведешь огонь. Азовское море и Керченский пролив, даже часть Понта (Помпоний Мела) , как говорит замерзали так, что живущие там свободно переезжали через пролив с одного берега на другой на телегах с тяжестью. В остальные четыре месяца также стояли холода и шли непрерывные дожди. Гиппократ: „...с севера постоянно дули холодные ветры, южные же доходили редко и то слабые. Густой туман окутывал днем равнины: люди жили в сырости, вдыхая сырой туман... Так что там постоянно был холод, летняя же жара всего несколько дней и то не сильная... Жители зимой и летом употребляли одну и ту же пищу и носили одну и ту же одежду. Воду пили из снега и льда; телесных упражнений никаких не имели. По этим причинам сложение у них толсто и дородно, суставы мокры и бессильны, а желудки очень отягощены мокротами, особенно нижний. Да и невозможно, чтобы тело несколько просыхало в таком крае, по одним уже свойствам природы и времен года... Женщины одутловатого сложения”... Геродот: ... лица у жителей от холода белые и веснушковатые... Тело безволосое. Волосы белокурые, глаза голубые”. Ко времени Рожд. Христ. климат в Приазовье, по-видимому, стал еще суровее. Диодор Сицилийский (III. 34) говорит, что вследствие чрезмерного мороза замерзают там величайшие реки, и по льду переходит войска и нагруженные телеги: замерзает и вино и другие жидкости, так что их откалывают ножами и, что всего удивительней, оконечности людей отпадают, перетертые одеждой, глаза помрачаются, огонь не дает защиты и бронзовые статуи лопаются. Овидий (I в. по Р. Хр.) в своих „Понтийских письмах” (1, 3. 34) говорит: „Что хуже скифского мороза? лежу я, покинутый на песках края земли, где все засыпано постоянно снегом. Поля не родят здесь ни яблок, ни сладких гроздей, ни зеленеют ивы на берегу, ни дубы на горе. Нельзя и море похвалить больше земли: постоянно под яростью ветра вздымаются волны, которых не освещает солнце (50-54). Лежит снег, и не сгоняет его ни дождь, ни солнце, борей делает его твердым и вечным. Так что пока не сошел еще прежний, идет уже новый и во многих местах остается двухлетний снег... Без бочек стоят вина, сохранившие форму сосудов: пьют вино не черпая, а давая кусками” и т.д.
Страбон также приводит целый ряд свидетельств о скифском холоде: „... лошади малы, скот велик, лопаются бронзовые гидрии, а их содержимое замерзает... Рыбы, замерзшие по льду вырубаются так называемой гангамо ”.**
Нет сомнения, что описанные южанами-греками страхи о холоде преувеличены, но астрономические и геологические данные действительно подтверждают, что в то время в нашем северном полушарии было холодней, чем в средниe века: что самый теплый год у наc был 1262 и что с этого времени наше полушарие вновь постепенно замерзает и высыхает. Это наглядно подтверждается следующими доводами. Во времена Страбона, т.е. в І в. до Р. Хр. виноград произрастал только на Босфоре, в средние же века культура его распространилась по северной Германии, Бельгии и даже Англии. Теперь в тех местах о виноградниках уже нет и помину. Даже в северной Франции и средней Германии он не вызревает и разведение его постепенно отодвигается к югу.
------------
*) Старейшинами.

**) У казаков и теперь в употреблении есть орудие, вроде большого долота с рукоятью, для рубки льда, называемое „семенем”, а для вытаскивания крыг из полынья – „ганчей”.
Дон, по Страбону, впадал в Азовское море двумя устьями, отстоявшими одно от другого на 50 стадий, около 8-10 в.*). Дионисий (I в. до Р. Хр.) в своем землеописании говорит: „посреди беспредельного леса впадает Танаис (Дон) в угол Меотиды (Азовского моря), отделяя Европу от Азии: к западу Европа, к востоку Азия”.
В этих местах в древности водилось множество всякого рода диких животных, даже барсы. Из домашних наибольшим уважением пользовались лошадь и землепашец - вол. По преданию скифов, записанному Геродотом (IV, 5-7), плуг, ярмо, секира и чаша, сделанные из золота, упали с неба и достались во владение младшему из трех сыновей родоначальника их Таргитая, именовавшихся Аксаями, — Кол-Аксаю. Предметы эти у них считались священными. По Курцию (VІІ, 8, 8) скифы на требование о покорности ответили Александру Македонскому: „нам даны были дары, если ты хочешь знать скифский народ: ярмо для волов, плуг, копье, стрела и чаша. Их употребляем мы с друзьями и против врагов. Мы даем друзьям плоды, добытые работой волов, из чаши вместе с ними совершаем возлияние богам, врагов поражаем вблизи копьем, вдали — стрелою!”
Трог Помпей, писатель І в. до Р.Хр., пользовавшийся, кроме Геродота, какими-то несохранившимися документами, говорит: „скифскиий народ всегда считается древнейшим, хотя долго был спор о древности рода между скифами и египтянами.” (Iustinus ІІ, І).
------------
*) По исследованиям геолога В.В.Богачева, дельта Дона выдвигается на ¾ верст в столетие. За 19½ веков она выдвинулась в море приблизительно на 15 в. Следовательно, против нынешней Елисаветовской станицы, где был древний г. Танаида, ширина дельты действительно была около 8-10 верст и море подходило к самому городу. (Следует читать в главе III „серкеш”, а не „серкет”, „Натухайцы”, а не „Натурайцы”, „Бесленеевцы”, а не „Беленеевцы”).

(Продолжение следует)

(Перепечатка Голосъ Казачества № 5 • стр.58-61 • 1 ноября 1911 г.)