Образ Барколабовской Божьей Матери. История чуда.

На модерации Отложенный

«Бедные вы, бедные, несчастные люди, медийные…» Такими словами встречает нашу съемочную группу насельница Свято-Вознесенской женской обители сестра Тамара. «Почему же бедные?», - вопрос поставил нас в тупик, вот уж не думали, что работать на телевидении так «не престижно». «А бедные потому»,- объясняет монахиня,- «что тщеславие – большой грех, а тем, кто на экране, его не избежать»… И знает ведь, о чем говорит. Сестра Тамара - сама в прошлом – журналист. После долгих уговоров и благословения настоятельницы, неохотно соглашается дать интервью. Но с оговоркой: «Сниматься буду только со спины, чтобы избежать искушения…». Пока идем через монастырский двор к храму, узнаем, что монахиней стала не только наша спутница, но и одна из ее дочерей. Что же привело их в монастырь? «Эта икона, Образ Барколабовской Божьей Матери, помогла многим людям. И мне помогла», - рассказывает насельница. «Она исцелила меня от рака. Я ей очень благодарна, Царице Небесной. Мне предстояла операция. А когда в 2005 году объявили Крестный ход к этой иконе, я прошла его полностью. За две недели я исцелилась…» Как лицо «в прошлом медийное», сестра Тамара выполняет в монастыре функцию экскурсовода. Сюда постоянно приезжают паломники из России, Украины, Европы, не говоря о белорусах. Люди ищут утешения и исцеления. И находят его здесь – в Свято-Вознесенской женской обители, где хранится чудотворный образ. История этого места уникальна даже для Беларуси, богатой на чудеса. «Барколабовский женский монастырь стоит на левом берегу Днепра, к югу от деревни Барколабово, в 12 верстах от города Быхова», - начинает свой неспешный рассказ монахиня. «Как свидетельствуют хроники, название деревни происходит от имени ротмистра польского короля Августа Баркулаба Корсака, который в середине 16-го века основал в этих местах замок. Имя «Баркулаб» в церковно-славянском означает Варфоломей. И сейчас старые жители села называют его через «в» – «Варколабово». После брака дочери Корсака Евы с князем Соломерецким, деревня Барколабово стала культурным центром. Здесь была одна из самых известных во всей Речи Посполитой библиотек. А для внуков князя приглашались лучшие учителя того времени. Его внуки, Соломерецкие, воспитывались под пристальным вниманием таких церковных просветителей, как Лаврентий Зизаний, Мелентий Смотрицкий….Сам Ломоносов назвал это место вратами своей учености. Корсак избежал «окатоличивания», сохранил верность православной традиции, и построил в округе две церкви. Духовный путь своего деда продолжила внучка – княжна Елена. Она вышла замуж и в 1641 году на этих землях основала женскую обитель в честь Вознесения Господня. Но княжна в скором времени умерла. Данный обет исполнил её супруг Богдан Статкевич. Южнее местечка Барколабово, в живописном уголке на берегу Днепра, подняла к небу свои пять позолоченных куполов красивая и величественная соборная церковь.

Вскоре после сооружения главного храма, в 1659 году, 24 июля, в жизни обители произошло событие исключительного значения. Русский князь Пожарский возвращался из Польши и остановился у монахов на постой. В обозе княжеского войска была икона Божьей Матери как поддержка воинам.
Однако, по легенде, когда пришло время уезжать, подводы обоза так и не смогли тронуться с места. И ничего не помогало против таинственной силы, которая удерживала коней на месте. Тогда князь Пожарский понял, что нужно оставить в монастыре икону. Икону поместили в центре Вознесенской церкви, а в следующую ночь случилось первое барколабовское чудо - образ чудесным образом переместился к стене храма… Чудотворная икона пережила войны трёх столетий, гонения на религию, включая советские времена, пожар 1882-го, когда Вознесенский храм сгорел. После революции монастырь закрыли», рассказала сестра Тамара. «Во время Великой отечественной войны храмовые постройки сильно пострадали. 9 месяцев здесь стоял фронт. Все высокие сооружения разрушила артиллерия. Не стало и пятикупольного соборного храма», - о истории 20-го столетия рассказывает еще один «барколабовед» - председатель местного сельского исполкома Иван Скрипцов. Он сопровождает нас на съемках и принимает в них самое живое участие. Впрочем, в монастыре он тоже – свой человек. Храм строится, восстанавливается, а местные сельчане помогают монахиням – кто своим трудом, кто продуктами… «После войны сами корпуса, где монашки жили, хозяйственные постройки – все осталось»,- рассказывает Иван Скрипцов. «Во время войны икону сохранили бывшие монахини. Говорят, образ находился в часовне на железнодорожной станции Быхова. В 1953-м, перед праздником Пасхи, чудотворный образ перенесли в Быховский Свято-Троицкий храм. А в монастыре после войны организовали детский дом для сирот. Дети здесь жили, работали, хозяйство свое личное вели. Скот был, землю обрабатывали, сад был шикарный»,- продолжает председатель. «В начале 60-х военных сирот в государстве не стало, детский дом перепрофилировали в участковую больницу». Еще одно чудо случилось здесь в 80-х. Чудо, не объяснимое с научной точки зрения. После чернобыльской аварии радиация накрыла всю Быховщину – а на территории монастыря каким-то чудом оставалась в норме. «Тогда на бюро райкома решили построить здесь пионерский лагерь. Свозили сюда детей со всего района. В округе, на десятки километров, было 5.15 кюри, а здесь меньше одного кюри. То ли так погода распорядилась, то ли место святое, намоленное… точно нельзя сказать.» - теряется в догадках Скрипцов. В последние годы 20-го века здесь установили поклонный крест. В июне 2008-го монастырь начал возрождаться. В Барколабово появились первые монахини. А через 2 года, домой, в Свято-Вознесенский женский монастырь, вернулась чудотворная икона. Специально для неё сооружен храм Пророка и Крестителя Господня Иоанна. Сейчас основные отделочные работы внутри храма завершены. Центральный купол и крест снова сияют золотыми лучами.