Комментарии к главе 19 евангелия от Матфея
1-9. Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там. И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
В чем смысл этих запретов? Понят он может быть только из тех слов Иисуса, которые он говорит дальше (стихи 10-12). Сексуальную жизнь нужно ограничить только необходимым для деторождения, так как все, что вне того, мешает духовному росту. И любое потакание своим (развод ради женитьбы) или чужим (женитьба на разведенной) сексуальным желаниям вредно как отвлечение от духовной работы. Вообще говоря, это верно «теоретически», но предполагает соблюдение одного важного условия, на практике, практически, никогда не соблюдаемого, - это верно для тех, кто умеет переплавлять всю свою сексуальную энергию в энергию духовной работы. На практике, этого почти никто делать не умеет и потому требование Иисуса здесь имеет то же значение, что и другие его невыполнимые требования («Будьте совершенны, как Отец Небесный», «Подставь другую щеку» и т.д. – они подразумевают не буквальное выполнение, а задают некий идеал, к которому нужно стремиться. Но в истории христианства было много попыток соблюдать эти требования буквально, как, например, запрет на разводы у католиков, которые приводили ко множеству человеческих трагедий.
Что именно подразумевает Иисус, становится понятно из следующих строк.
10-12. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
В этом все дело – кто что может «вместить». Если человек в состоянии «оскопить себя» ДЛЯ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО - прекрасно. (Опять-таки речь не идет о физической кастрации, хотя находились и ретивые христиане, которые шли и на это, и даже очень Высокие христиане, как несправедливо униженный церковью через несколько веков после своей кончины легендарный церковный учитель Ориген). Но это дано очень немногим. То есть «оскопить себя» пытаются все монахи и все католические священники, но вот «оскопить себя» ДЛЯ ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО получается только у единиц: уж больно это сложное и многотрудное дело. Так что «вмещающих» такое совсем немного. Остальным же нужно помнить, что источник половой энергии, которым наделен, каждый человек является его потенциальным врагом в его движении к Богу и что необходимо все время изыскивать меры для того, чтобы из раба этого врага стараться стать его хозяином. Льва Толстого очень волновала эта проблема, что и нашло отражение в «Отце Сергии» и «Крейцеровой сонате».
13-15. Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И, возложив на них руки, пошел оттуда.
Здесь отчасти повтор «Будьте как дети» из предыдущей главы, но здесь есть и иной смысл. Дети – будущие взрослые, люди будущего. И именно как людям будущего им принадлежит Царство Небесное. Хотя речь здесь идет, конечно, не о конкретных приводимых к Иисусу детях, а о детях как СИМВОЛЕ будущего. Это подчеркивается тем, что Иисус говорит не «их» (есть Царствие Небесное), а «таковых» - τοιούτων.
16-19. И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
Здесь неудачный перевод. Слово «благий» добавлено произвольно. В оригинале его нет. Ответ Иисуса такой: «Что ты спрашиваешь меня про добро? (τί με ἐρωτᾷς περὶ τοῦ ἀγαθοῦ) Есть только одно доброе [в мире] (εἷς ἐστιν ὁ ἀγαθός)». Другими словами, добро – это Бог. Но так как ни сделать Бога, ни быть Богом нелья, то и доброе делать нельзя; путь же в Царство ведет через соблюдение заповедей. Иисус перечисляет здесь не все десять заповедей, а только шесть, заканчивая последней, самой трудной, но не подчеркивая ее трудности.
20-22. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
Тоже произвольное добавление от переводчика: «от юности моей» в оригинале нет – просто «все это я соблюдаю» (ταῦτα πάντα ἐφύλαξα). «Совершенным» здесь тоже сомнительно (в контексте, что совершенен только Бог). Правильнее кажется перевести εἰ θέλεις τέλειος εἶνα как «Если ты хочешь пройти путь до конца». Но в любом случае Иисус советует обменять земные сокровища не небесные – бескорыстие, отсутсвие алчности, непрвязанность к земным благам. Такой совет юноше не понравился. Для Иисуса же его уход стал поводом для еще одного урока.
23-24.
Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
Почему? Потому что нельзя служить двум господам, двум богам. Богатство отвлекает на себя душевные силы и тем самым отвлекает от Бога, то есть от духовной работы. В этом проблема. Но в реальности, как и с почти всеми заповедями, здесь все гораздо сложнее, чем решили для себя многочисленные проповедники христианской бедности. Буквальное понимание и здесь ведет в забавные тупики. Богатство дается людям не просто так, а для выполнения определенных функций в обществе. И когда богатство перестает быть средством удовлетворения собственной алчности, привязанности к материальным благам, наконец, средством самоутверждения, а становится средством, необходимым инструментом собственного духовного развития и помощи в духовном развитии другим людям (то есть единственной настоящей любви к ближнему) богатство из тормоза в духовной работе превращается в инструмент духовной работы и перестает мешать верблюду проходить сквозь игольные уши. (Просто потому что «верблюд» становится тонким, воздушным.)
25-26. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.
Еще один важнейший момент, сплошь и рядом наивно трактуемый в популярном христианстве в том смысле, что для для спасения ничего делать не нужно, а нужно просить Бога, чтобы он тебя спас, или же что и того делать не нужно, так как Иисус уже всех спас и теперь просто достаточно оставаться при ношении креста, платка, длинного платья, и все будет отлично – рай обеспечен.
О чем говорит Иисус на самом деле? Человеку невозможно спастись потому, что он нагружен человеческой природой – теми самыми грехами, которые не пускают душу в рай. (Точнее даже, не грехами, а греховной человеческой природой). Эта природа, «нижняя психика» надежно держит человека внизу, не давая ему подняться надолго (а часто и вообще подняться) Наверх, к Богу. Но эта привязанность не данность. В своем развитии, преобразовывая «нижню психику» в «Высшую», человек как бы теряет свою человеческую природу и обретает природу Божественную, то есть как бы сам становится Богом. И вот этому Богу, бывшему раньше человеком, возможно все. По сути, это по-другому выраженная мысль о том, что вера делает человека всемогущественным. «Обрести Веру», «стать Богом», «достичь Бога», «слиться с Богом», «спастись» - все это разные слова для обозначения одного и того же терминального состояния духовного развития. Не какой-то посторонний Бог спасает человека – спасает человека сам человек, но не просто человек (которому невозможно спастись), а человек, ставший Богом (для которого все возможно).
27-29. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, --в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
Снова, для наивного интерпретатора слова Иисуса выглядят как предложение сделки: Вы помогаете мне, а я устрою вам теплые места на небе. Зараженные антисемитизмом христиане (а таких всегда было немало) добавляют к этому право на осуждение евреев (12 колен). На самом же деле, речь здесь, конечно, идет совсем о другом.
«Последовавшие за Мной» означает последовавших Путем Иисуса, Путем, открытым Иисусом, путем, который требует отказа от всех земных привязанностей – подчинения всего духовной работе. Эти-то духовные делатели, пройдя свой путь и завершив преобразования своей души, достигнут Царства и обретут «жизнь вечную». Что значит «жизнь вечную»? Об этом мы еще поговорим в свое время отдельно.
30. Многие же будут первые последними, и последние первыми.
Эта фраза звучала и раньше, но здесь ее смысл раскрывается в контексте предыдущих слов Иисуса. Многие из преуспевающих в земных делах («первые») отстают в духовном развитии и потому прийдут к концу Пути после тех, кто отставал в земных делах («последних»). Другими словами, часто за земные успехи нужно платить очень дорогую цену отставания в развитии собственной души, или, грубо говоря, - духовной деградацией.
Продолжение. Начало в
1,2 - http://gidepark.ru/community/43/article/434602
3 - http://gidepark.ru/community/43/article/436975
4 - http://gidepark.ru/community/43/article/437714
5 - http://gidepark.ru/community/43/article/439114
6 - http://gidepark.ru/community/43/article/440432
7 http://gidepark.ru/community/43/article/441482
8 http://gidepark.ru/community/43/article/442049
9 http://gidepark.ru/community/43/article/442695
10 http://gidepark.ru/community/43/article/443362
11 http://gidepark.ru/community/43/article/444783
12 http://gidepark.ru/community/43/article/446470
13 http://gidepark.ru/community/43/article/447410
14,15 http://gidepark.ru/community/43/article/448141
16 http://gidepark.ru/community/43/article/448732
17 http://gidepark.ru/community/43/article/450135
18 http://gidepark.ru/community/43/article/451386
Комментарии
Наверное, и мне надо последовать их примеру...
Кроме всего прочего,особенно бы выделил напоминание (предостережение),что не все места Слова надо понимать буквально (чем часто пользуются оппоненты Библии) и то,что многие высказывания,требоввания Иисуса,это призыв СТРЕМИТЬСЯ к идеалу...