Грипп: когда нужен врач?

 

Книга детского врача Евгения Комаровского «Здоровье ребёнка и здравый смысл его родственников» уже много лет бестселлер среди мам. Главной причиной паники вокруг свиного гриппа он считает отсутствие адекватной информации.

 

Поэтому написал новую книгу — «ОРЗ: руководство для здравомыслящих родителей». Что же делать родителям и какие лекарства спасут от гриппа? Об этом в интервью «Частному корреспонденту».

 

— На Украине объявили эпидемию свиного гриппа, в России эпидемии нет, хотя мы соседи. Какова на самом деле ситуация?

— Ситуация не критическая. Совершенно однозначно, наши страны не находятся под угрозой вымирания. Но имеется острейший кризис информации.

 

Основы биологии и медицинских знаний хотя и преподаются в школах, но широким массам они неведомы. Даже ведущие крупных телеканалов могут произнести: «Вирус сибирской язвы, запасаемся антибиотиками», то есть путать вирус с бактериями. И все уверены, что если при вирусе мы съедим антибиотик, то всё будет хорошо.

 

Безграмотность населения и раздувание журналистами горячих тем способствуют панике. Но многое зависит не только от самой информации, а от подачи. От глупости или от выгоды, но ситуация подаётся неверно. Например, я могу заявить в новостях: «Дорогие друзья, за прошедшие сутки в России появилось 4,5 тыс. детей, из них 2,5 тыс. мальчиков и 2 тыс. девочек. Поздравляю новоиспечённых родителей от лица программы «Время»!» А могу сказать: «За прошедшие сутки в России появилось 4,5 тыс. детей, из них 100 умерло в родзале, погибли 2 роженицы, 150 детей переведено в реанимацию, у 50 детей выявлен порок сердца».

 

И то и другое ― правда, только во втором случае стремление народа к размножению мы задавим на корню. То, что довелось испытать на Украине, было спровоцировано, ситуация преломлялась неадекватно. А люди, не разбирающиеся в медицине, верят.

 

— Лекарственный рынок сейчас завален противогриппозными медикаментами. Как в них разобраться?

— Медицина бывает разная. Есть наша, которую мы всегда считали самой лучшей, есть более или менее цивилизованная, а есть доказательная. Можно взять любую таблетку, опустить в пробирку с вирусами гриппа, и если они погибают, то эта таблетка шикарно лечит. Вроде бы доказали.

 

Но есть определённые критерии, которым лекарство должно соответствовать. На сегодняшний день из нескольких сот тысяч лекарств, существующих в мире, через сито доказательной медицины прошло около 500.

 

Большинство таблеток, которыми вы пользуетесь и кормите своих детей, через доказательную медицину не прошли. Я не берусь утверждать, что оксолиновая мазь не помогает при вирусной инфекции. Но за 40 лет существования мази её производители не удосужились провести исследование, доказывающее эффективность. А ведь тогда бы российские производители резко подняли благосостояние народа, продавая мазь всему миру, который не знает про её существование.

 

Лекарств с доказанной профилактической эффективностью не существует. Есть эффективные препараты в плане лечения, и их всего два. Озельтамивир, известный как тамифлю, и занамивир, но он используется ограниченно, так как не в таблетках, а ингаляционно. Остальное — недоказанные препараты.

 

ВОЗ считает, что для профилактики существует только два доказанных действия — вакцинация и карантинные мероприятия. А никакая горилка, никакой лук-чеснок, закапывание в нос мочи и жир уссурийского енота не помогают. Но если вы верите в то, что помогает, то, разумеется, помогает. Каждый из нас выбирает свою веру и реализует её на практике.

 

— Нужно ли проводить вакцинацию от свиного гриппа, если есть прививка от обычного?

— Мы должны понимать, что до настоящего времени ни один врач не имеет реального опыта и отзывов об эффективность вакцин от свиного гриппа. Россия зарегистрировала четыре вакцины, есть две достаточно неплохие вакцины Евросоюза. О европейских можно найти массу информации в интернете на сайте производителя и на сайте ВОЗ. Российские пока — кот в мешке.

 

Но я не говорю, что они плохие. Если речь идёт о группе риска — астматики, диабетики, дети с хронической лёгочной патологией ― с такими диагнозами любой грипп может свести в могилу. И по такому вопросу цена дискуссии слишком велика. Даже живая вакцина, на которую заведомо высока вероятность реакции, всё равно показана. Нужно сопоставлять риски.

 

Другой вопрос ― вакцинация не от гриппа. Благодаря вакцинации практически невозможно заболеть полиомиелитом. Но когда человек сравнивает риски, он видит: риск от вакцинации составляет 1 к 7 млн, а если не прививаться, то вообще никакого риска. Болезни нет, потому что 90% популяции привиты и хочется паразитировать на популяции, не прививаясь самому.

 

Какие бывают вакцины? Живые, но они используются в основном в России, и инактивированные, их используют в Европе. Как правило, инактивированные переносятся очень хорошо — незначительные местные реакции, может немного поболеть плечо.

 

Вакцины адекватны и эффективны. Безусловно, продавцов, воспитателей, учителей, врачей и группу риска нужно прививать обязательно. Здоровый молодой мужик, скорее всего, переживёт и без вакцины. Но свиной грипп имеет особенность поражать именно молодых и здоровых.

 

— А если есть медицинский отвод от прививок?

— Единственное противопоказание от прививок — анафилаксия на куриный белок. Всё остальное — лапша от медицинских работников, которые не хотят брать на себя ответственность. Если ребёнок с проблемами, нужно опять-таки сопоставлять риски. Можно вакцинировать неживой вакциной, но если и это невозможно, есть эффективные методы профилактики.

 

Где человек может взять вирус гриппа? У другого человека. Значит, мама не шастает вместе с ребёнком по общественному транспорту и супермаркету, экономит деньги и не ходит на ёлки, не устраивает оргии с другими детьми в доме. Нужно проветривать и увлажнять комнату, гулять на свежем воздухе, меньше бывать в общественных местах. Нельзя превращать вирусные инфекции в дамоклов меч. Среднестатистический ребёнок вполне справляется с вирусом, если мама и папа владеют элементарной информацией.

 

Но весь ужас в том, как помогают детям в нашей стране. Давайте ножки попарим, намажем грудку горчицей, поставим банки, или садистская разновидность — баночный массаж. Давайте накормим кашей с маслом, потому что без масла жизнь уходит не туда, гулять можно только через месяц, все окна закрыть. В таких условиях может выжить только очень здоровый ребёнок. Наши выживают, и это внушает оптимизм. Если б мамам и бабушкам поправить мозги, наши дети будут самые здоровые в мире.

 

— Сейчас все дружно надели маски.

Это эффективно?

— Эффективно при ограблении банков. Я не шучу. На Украине сейчас столкнулись с эпидемией ограбления банков. Заходят люди в масках, и охрана не реагирует. Уже 10 или 15 случаев ограбления.

 

Но если серьёзно, когда человек болен гриппом, вирус разносится во время дыхания и с капельками слюны в воздухе. Понятно, что вирус пройдёт через любые дырки в маске, но капельки маска задерживает. Когда больной надевает маску, она уменьшает риск заражения других людей.

 

Проведено огромное количество исследований эффективности масок. И доказано, что их использование целесообразно в медицинских учреждениях. А гулять по улице в маске не очень правильно.

 

Но маска создаёт иллюзию, что мы что-то делаем, хотя делать нужно другое. Например, в маршрутном такси к концу поездки в воздухе образуется высокая концентрация вируса. Предлагаю на конечной станции проветривать 3―5 минут. Сколько нужно на это потратить средств? Ноль! Но это никто не делает. Пришла комиссия в школу, увидела 40 детей в масках — значит, профилактическая работа идёт. А нужно не маски на детей натягивать, а проветривать классы и не пускать больного ребёнка в школу.

 

— Когда вести ребёнка к врачу? Вдруг это не болезнь, но в поликлинике он её подхватит, в то же время страшно упустить начало болезни.

— Это одна из самых драматических ситуаций в России. Главные вопросы в этой стране — кто виноват и что делать. Когда у ребёнка случается воспаление лёгких, то на ментальном уровне все убеждённы, что виноват доктор, который вовремя что-то не назначил.

 

Доктор знает, что мама ничего не понимает, и если он скажет: «Идите домой, проветрите и увлажните комнату. Ребёнка тепло одеть, не пихать еду, литрами поить», она его не поймёт. И когда в сухой и тёплой комнате, вместе с чаем с малиной, манной кашей с маслом и горчицей мама доведёт ребёнка до воспаления лёгких, кто будет виноват? Конечно, дура в поликлинике, которая вовремя не дала антибиотик.

 

Поверьте мне, что девочки и мальчики, закончившие медвуз, прекрасно знают, что вирусные инфекции не лечатся антибиотиками. Они приходят на участок и честно говорят — не кормить, поить, проветрить, увлажнить. Это происходит ровно две недели до первого воспаления лёгких. После этого они становятся советскими врачами, которые назначают всякую дрянь, но зато не виноваты. Врач должен отвечать за свои действия не перед мамой, а перед совестью и медицинской наукой.

 

Любая мама должна знать, как «Отче наш», когда нужен врач. Когда не лучше на четвёртый день, когда температура выше нормальной на шестой день, когда глубокий вздох вызывает кашель, когда болит горло, но нет соплей. Вот тогда нужно вызывать врача.

 

Нужно знать, что на третий день любой вирусной инфекции пик выработки интерферона. Поэтому на четвёртый день обычно возникает улучшение. Не надо быть здоровым, но хотя бы 37,7. А на шестой день вырабатываются антитела, поэтому на седьмой день никакой температуры быть не может. Мы должны разговаривать на одном языке, а не жрать химию тоннами. Я пытаюсь внушить нашей маме, что она может больше, чем вся система здравоохранения.

 

ВОЗ имеет статистику и опыт наблюдения за странами, где была вспышка гриппа. Абсолютное большинство выздоравливает без всяких лекарств. Отличительной особенностью является то, что отмечаются случаи необъяснимых вирусных пневмоний, которые приводят молодых людей на грань жизни и смерти. Сформулировать, по каким причинам это происходит, на данный момент никто не может. Считается, что это особенность иммунной системы, которая реагирует неоправданно сильно. Ещё один нюанс: большинство погибших страдали ожирением.

 

Грипп — это три конкретных симптома: температура, насморк, кашель. Нужно учиться родительству. Мы живём в стране, где есть диагнозы, которых за границей никто не знает. Английский, американский и израильский врач не знает, что такое дисбактериоз и что такое повышенное внутричерепное давление. А у нас от этого лечат 50% детей.

 

— Как не знают? Для меня это очень привычные на слух диагнозы.

— Вот, и для вас открытие. Надо что-то с этим делать. Меня тоже учили лечить дисбактериоз. Но когда я выясняю, что за рубежом такого вообще не знают, то можно решить, что мы впереди планеты всей, а можно изучить альтернативную точку зрения. Когда 16 лет назад я узнал о бредовости диагноза «дисбактериоз», попытался расставить точки над i. Расставил, теперь делюсь с вами.

 

Я вынужден писать книжки для мам. Потому что в рамках нашей ментальности лечить — это послать папу в аптеку. Увлажнить, проветрить, не кормить, напоить называется «ничего не делать». И если в аптеку доктор не послал, надо найти другого, доброго и внимательного, который пошлёт.

 

В педиатрии кто-то должен брать на себя ответственность. Либо мама, либо доктор. А постсоветский доктор не хочет, ему легче выписать антибиотик. Нация хочет иметь нищих врачей, которые принимают ответственное решение. Ничего не получится.

 

— У вас дети есть? Как вы их лечили? Не возникал конфликт с женой или бабушками-дедушками?

— Есть, они уже взрослые. Конфликта не возникало, у меня жена врач. Да и вообще тема детских болезней в нашей семье не была актуальна. Я столько лет провёл в детской реанимации, что, когда оттуда выходишь, сопли кажутся ерундой. Жена даже кричала: «Ты ждёшь, когда он перестанет дышать?»

 

— В детской медицине цинизм так же неизбежен, как и во взрослой?

— Да, но дело не в этом. Тема «Во что превращается детский врач» — огромное поле для сложного исследования. Иногда хочется забиться в деревню и написать об этом, чтобы люди понимали, в каком катастрофичном состоянии находится педиатрия именно из-за межличностных отношений, когда врач не может найти консенсус с мамой. Когда заболевает ребёнок, родители интуитивно чувствуют вину и интуитивно хотят переложить её на доктора.

 

— Вы смотрите медицинские сериалы? Например, «Доктор Хаус»?

— Это великолепный сериал! Там нет медицинских глупостей. Там показаны реальные характеры, тот же неизбежный цинизм, но и полный профессионализм.

 

Мы с Хаусом противоположности. Ему не нужен больной, ему нужна информация, которую он анализирует. А мне нужен ребёнок. Я могу по цвету ушей определить, вирусная или бактериальная инфекция. Когда температура 39 и ярко-красные уши — вирусная, а если бледные — бактериальная.

 

Вот про это мои книги. По сути, я работаю переводчиком с медицинского на родительский язык.

 

Беседовала Юлия Бурмистрова