«Спите, орлы боевые».

На модерации Отложенный

Военный инженер В. В. Сташевский соорудил и вторую достопримечательность кладбища в Белграде – величественный памятник русским воинам Великой войны 1914-1918 годов. Он был воздвигнут по замыслу и стараниями полковника Михаила Федотовича Скородумова, по проекту архитектора и скульптора Романа Николаевича Верховского, которому принадлежат все скульптурные работы этого комплекса.

 

 

Памятник из серого камня имеет форму артиллерийского снаряда, наверху которого стоит ангел с устремленными вверх крыльями. У подножия снаряда полулежит на знамени, в шинели, фуражке и во всем снаряжении русский офицер, замахивающийся шашкой, как бы защищая знамя. Посреди снаряда располагается барельеф – двуглавый орел и дата – 1914 г. На левой стороне памятника выгравировано под крестом: «Вечна память Императору Николаю II и 2 000 000 русских воинов Великой Войны». На задней стороне памятника надпись по-сербски: « Храбро павшим братьям русским на Солунском фронте 1914-1918 гг.». К памятнику ведут несколько ступенек, а под ними находится часовенка-склеп, над железной дверью которого написано : «Спите, орлы боевые».

В склепе похоронены останки солунцев и других русских героев, погибших на территории Сербии. Из более шести тысяч русских, погибших на Салоникском фронте, в склеп перевезено только 387 офицеров и солдат, так как после войны крестьяне перепахали часть могил, а часть Салоникского фронта и тыловые госпитали оказались на греческой территории. В склепе также покоятся останки 136 офицеров и солдат двух русских батарей, погибших при защите Белграда; четыре русских военнопленных, расстрелянных австрийцами за отказ грузить снаряды на сербский фронт; два русских моряка со сторожевика «Тирасполь», погибших у дунайского порта Кладово; около ста русских солдат, умерших от ран по госпиталям на территории Сербии, оккупированной австрийскими войсками.

В часовню памятника также перевезен большой крест, сделанный сербами из железнодорожных рельсов с надписью: «Русские герои, жизнь свою положившие за свободу Сербии», установлены ранее на одной из братских могил.

Этот едва ли не единственный памятник русским воинам, павшим в Первой мировой войне, построен и освящен в 1935 году. В день прибытия в Белград ящиков с прахом русских воинов, пропитавших поля и горы южной Сербии своей кровью, сербский патриарх Варнава, после панихиды, произнес речь, в которой прозвучали слова:

«Мы много пережили в Белграде горьких и радостных событий и давно, давно ожидали этого благословенного дня, кода из глубины своего сердца можем вознести горячие молитвы об упокоении наших братьев, русских воинов, которые поднялись как один человек за свободу маленькой Сербии в наиболее тяжелый момент ее истории, и которые пали за эту свободу».

 

 

В памятной книге, в которой расписывались посетители усыпальницы, имеются подписи советских офицеров и солдат, приходивших сюда в 1944-1945 годах поклониться праху своих братьев по крови. Капитан Павел Вий написал 14 февраля 1945 года: « Я – офицер Красной армии, но духом воспитанный в православии и любви к русскому человеку...». Капитан Г. Розанов написал 8 июля 1945 года: «Слава русским воинам, погибшим за освобождение славянских народов». В другом месте книги подписи 30 советских солдат, а под ними стоит: «И я – Танечка Чупкова, санитар».