Рецепты от Кристин Лагард

На модерации Отложенный

 

Среди бушующего долгового кризиса в Еврозоне, директор МВФ Кристин Лагард демонстрирует неожиданную приверженность американской логике.

Это удивительно прежде всего не потому, что мадам Лагард – француженка, но потому, что американский подход к решению макроэкономических проблем на сегодняшний день не гарантирует безопасности даже самим Соединённым Штатам. Что уж говорить о ЕС и других регионах, чьи экономические модели принципиально отличны и зачастую обратны американской.

Обратны по построению, т.к. были сформированы под воздействием американской внешнеторговой политики с её долгосрочными долларовыми займами, накачкой потребительского спроса и транснациональными корпорацями.

Обрисовывая кризисный экономический пейзаж современного мира в сентябре 2011, Лагард совершенно справедливо сформулировала проблемы. Её взгляд может выглядеть общим, однако именно из-за акцента на деталях антикризисная политика, проводимая в большинстве стран в последние годы, остаётся безуспешной. Безработица? Снижаем стоимость кредитов. Инфляция? Сокращаем предложение денег. Эти и прочие одноходовые приёмы денежно-кредитной и фискальной политики, традиционно признаваемые как высокоэффективные, проходят как холостые выстрелы. И как раз общий взгляд на проблему объясняет, почему.

Лагард подчеркнула, что мы живём в период «величайшей экономической неопределённости», что миру не хватает доверия между странами и организациями, и что восстановить его можно только решительными совместными действиями, т.е. сотрудничеством вместо конкуренции. Говоря о трёх проблемных областях: бюджетный дисбаланс, глобальная экономическая неопределённость и социальная напряжённость, - Лагард не забыла обозначить полную ваимосвязанность этих трёх явлений.

Бюджетный дисбаланс и неопределённость, существующие на всех уровнях, по её мнению, подпитывают кризис доверия и затрудняют восстановление экономического роста, сдерживая экономическую активность. На этом фоне практически нерешаемыми представляются социальные проблемы. Молодёжь бунтует против сокращения социальных программ по всему миру, в буквальном смысле сходит с ума от безработицы и несправедливости, но власть оказывается беспомощна в этой ситуации, в т.ч. из-за отсутствия сильных политиков.

Итак, проблемы – в недостатке доверия и в нерешительности политиков. Обозначив эти проблемы и переходя к программе решений, Лагард внезапно сменила маску и заговорила совершенно другим языком. Были предложены три пункта.

Первое. Навести порядок с финансами государств, банков и домохозяйств, чтобы разблокировать экономический рост.

Второе.

Реформировать финансовую систему, особенно обращая внимание на систему надзора, на трансграничные решения и на серую зону в банковской системе.

Третье. Обеспечить новое равновесие, вернув спрос из государственного в частный сектор, и сконцентрировать глобальный спрос в странах с профицитом, а не дефицитом торгового баланса. То есть развивающиеся страны становятся двигателем глобального экономического роста.

То есть, обозначив сущностные проблемы: отсутсвие доверия и решительности, - мадам Лагард стала предлагать решения частного характера. Во-первых, осмысленность этих решений сомнительна, поскольку падение спроса не является следствием кризиса, а представляет собой стихийный процесс в рамках смены системы ценностей жителей развитых стран, а вслед за ними и развивающихся. В этом свете отчасти справедлива логика переноса потребительского фокуса в развивающиеся страны. Это американская логика, она совершенно идеальна с точки зрения законов старого мира. Проблема только в том, что мы за кризисом не разглядели смены правил игры. Старого мира уже нет, и стимуляция спроса наверняка будет стоить больше, чем весь простимулированный ей спрос.

Во-вторых, эти решения невозможно реализовать прежде, чем будут решены указанные Лагард сущностные проблемы. Невозможно провести глобальную сонастройку всех финансовых регуляторов, банков и тем более домохозяйств, если нет доверия и решительности в дествиях политиков. И новое равновесие в этом свете представляется даже не блажью, а математически неопределённым понятием. Мадам Лагард говорит о равновесии, не понимая, на каких осях будут отложены параметры этого равновесия. Если это оси спроса и предложения, то мы должны понимать, что мир уже более трёх лет живёт на совершенно других кривых спроса, который характеризуется необычайной силой спекулятивного мотива и слабостью потребительского ажиотажа.

Всё это означает только то, что Кристин Лагард, как и другие руководители финансовых властей, в принципе осознаёт суть проблем, но ума не приложит, что с этими проблемами делать. А то, что выглядит как программа решения, предлагает от безвыходности: надо же что-то предлагать.

Жаль, но современные лидеры совершенно беспомощны перед лицом глобальных проблем и чувствуют свою беспомощность. А кто мог бы предпринять реальные результативные шаги, тот опозорен и списан в расход, как Доминик Стросс-Кан.

Глеб Богатский, 24.10.2011
Исходный заголовок статьи - "Кристин Лагард с промытыми мозгами"
Фото с ficanas.blog.lemonde.fr