Граница Времени

На модерации Отложенный

      Если в завершение дня, который еще и попадает на завершение недели, приехать домой, то набор желаний обычно бывает не слишком притязательным. Еще выруливая из пробок субботней Москвы на просторы Подмосковья, уставшее воображение рисует картины тихого семейного вечера – телевизор и еда, убивающая всякую активность. Что может быть проще и понятнее? Все предсказуемо настолько, что кажется незыблемым и нерушимым. Однако, видимо, чему-то такому неймется в душе, и нужна только искра, и этой искрой может быть буквально малое. И вот оно!

     Звонок!

     Звонок друга может решительно изменить не только вечер, но и всю последующую жизнь. Собравшись, словно подпоясавшись, и захватив с собой минимальный набор необходимого, без которого не обойтись (это я о любимой жене), остается только довериться дороге, и в путь!

     Дорога. Она хороша сама по себе. Есть в ней что-то непостижимое, но притягательное. Движение, как изменение положения в пространстве, скорость этого движения, как темп изменения жизни, смена декораций, будто просмотр вариантов своей собственной жизни – они возможны, но проживаешь эту свою, и кажется, что есть выбор, и я свободен.
     Свобода. Если есть выбор, значит, ты причина всего того, что с тобой будет после сделанного выбора. Однако нам достаточно даже не свободы, а хотя бы мысли о том, что выбор возможен. И я выбираю тот маршрут, который мне нравится, а не тот, который советует навигатор… 
 
 
 
 
 
     Навигация. Как было бы здорово, если бы существовали навигаторы по жизни, знающие, куда и как проехать, предупреждающие о пробках на пути и имеющие в запасе варианты объезда. Вроде бы известны все возможные цели, и даже средства и способы их достижения, но это, как все больше убеждает практика жизни, совершенно не так. Все равно получается наугад, и теория вероятности, как всегда, сурова и безжалостно трезва.
     Трезвость, скорее, вредна для дружбы, и дружеские посиделки давно это доказали. Может показаться, что друзья зовут в гости, чтобы составить компанию для «снятия стресса» обычным и привычным для взрослых людей способом, обильно смывая адреналины и кортизолы универсальным растворителем, доступным к продаже с 11.00. Но это не так. Алкоголь нужен другим своим положительным свойством, провоцирующим эндорфиновые атаки, которые многократно усиливают радость встречи с друзьями. На этом эйфорическом фоне рухнут границы и запреты, стеснение и недоверие, и «пар горячий развяжет язык». Мы проговорим до утра, нежной конституции создания зальют слезами откровений скатерти, но выговорившись и нажаловавшись на жизнь, уснем, как младенцы у груди матери – спокойно и безмятежно. Но утро, хотя и позднее, все равно опустит с небес на землю.

     Земля всегда тянула к себе.

В этом всегда открывается множество смыслов. Мы давно живем на границе миров – земная твердь и есть эта граница. Поднимаясь вверх по ступенькам лестниц или на самолетах, мы удаляемся от земли, и чувствуем беспокойство, которое принимаем за высотобоязнь. Опускаясь под землю, будь то подпол или катакомбы метро, испытываем не меньший неуют. Нам хорошо только на поверхности, и сойдя по ступенькам веранды на сырую от дождя землю, я определенно чувствую себя прибывшим к месту назначения. Точка «Ноль», от которой в стороны разбегается бесконечность...

 
 
     Бесконечность времени называется вечностью. Мы мечтаем о жизни вечной и верим самым разным религиям в ее возможность. Красивая сказка, сладкая мечта, медового вкуса, всегда испорчена ложкой дегтя правды – другой жизни нет. Секундомер одноразового действия – только старт и финиш. Старт уже был, остался путь к финишу. Но он есть, этот путь. Время пути – это наше время. Сколько бы ни оставалось этого времени – каждое его мгновение бесценно. Я успел написать слово, а мог бы другое или мог бы позвонить маме – выбор был. Теперь его нет, осталось только слово. Следующее слово отберет свое мгновение. Шаг за шагом время приближает нас к своей границе – границе времени.
     Ограниченность любого ресурса заставляет быть бережливым и расчетливым. Тощий кошелек диктует только самые необходимые покупки. Кошелек времени точно не становится толще, но худеет день ото дня. Значит ли это, что мы становимся бережливее к остаткам времени? Понимаем ли, что экономия времени отличается от экономии денег? Экономя деньги, следует воздержаться от их траты. Время требует трат. Нужно успеть как можно больше, умещая в каждую единицу времени как можно больше событий, дел, состояний. Хорошо бы не спать – сон крадет время. Хорошо бы есть на ходу. А может, вместо траты времени на работу или любое другое обязательство, данное кому-то, но не себе, нужно тратить время на собственную жизнь во всех возможных ее вариантах?

     Варианты были. Прошедшее время этой фразы вызывает угнетающую тоску, возвращая и возвращая мысли в прошлое, в котором осталась ошибка выбора. Мысли заняты этим настолько, что в голову не приходит простое откровение: варианты есть только в настоящем. Выбор делается только сейчас. Значит, все еще впереди. Мириады выборов – глобальных и микроскопических. От каждого из них будет зависеть очередной поворот жизни и каждый последующий ее сюжет. Не зависит только один последний. Приближаясь к границе дня, вижу в этом приближение к последней черте. И пока мой поезд мчится к конечной станции, я существую, я живу, я радуюсь этому. Ведь движение к границе времени и есть жизнь...