Комментарии к главам 14 и 15 евангелия от Матфея

 

Евангелие от Матфея 14

 

Четыре истории составляют эту скорее «беллетристическую», чем «дидактическую» главу евангелия от Матфея.

 

1-12. В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. Во время же [празднования] дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.

 

Речь идет об одном из сыновей Ирода Великого (якобы приказавшего «избить младенцев») – Ироде Антипе, правителе четвертой части (тетрархе, четвертовластнике) царства отца, а именно Галилеи и Переи. Иродиада была, правда, женой не Филиппа, а другого брата Антипы – тоже Ирода. Но все эти подробности не имеют для нас большого значения.

 

13-21. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком. И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

 

В этой главе евангелист как бы пытается доказать своим оппонентам, что Иисус был не просто целителем, но настоящим чудотворцем. В следующей истории, это стремление заметно особенно явно.

 

22-31. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

 

Наиболее интересный момент здесь заключается в том, что неудача Петра связана с его сомнениями, недостатком веры. С избытком веры же связавает евангелист (да и сам Иисус) способность творить чудеса. Но какой веры? Вот главный вопрос здесь.  

 

32-36. И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ем и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую. Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.

 

Продолжение доказательств божественности Иисуса: исцеляет даже не он сам, а его одежда.

 

 

Евангелие от Матфея 15

 

1-20. Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар [Богу] то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.  И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте! не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека. Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они--слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Петр же, отвечая, сказал Ему: изъясни нам притчу сию. Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст--из сердца исходит--сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления-- это оскверняет человека; а есть неумытыми руками--не оскверняет человека.

 

Это очень важный урок повторяет сказанное ранее вскользь: слова, в которых отражается состояние души человека, - вот что оскверняет (а точнее, свидетельствует о скверне человека). Можно по-разному относиться к тем или иным предписаниям религии: выполнять их скурпулезно или игнорировать. Ни то, ни другое не гарантирует того, ради чего существуют религии, - духовного роста. И формальное выполнение тех или иных предписаний (как мытье рук в данном случае) часто не только не помогает духовному росту, а тормозит его. Это очень актуально для современных людей церкви: «чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим».

 

Но еще важнее для нас сегодня другой урок Иисуса.

Люди всегда (и сегодня не меньше, чем всегда) были ловки придумывать всякого рода отговорки для оправдания своего отказа от соблюдения неудобных для них заповедей – точно, как обличаемые в этом отрывке Иисусом фарисеи придумывают предлог, чтобы отказаться от помощи родителям. Особенно часто замечены в подобном люди церкви, любящие ссылаться на «церковное предание» для оправдания самых бессмысленных и нелицеприятных дел. Как один из множества примеров, который просто больше запал мне в душу, напомню слова патриарха, что замалчивание правды не есть ложь (не пустая фраза, а просто-таки церковное кредо в отношении к делам светско-политическим). И поэтому так грозно звучит иисусово «слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.»

 

«Соблазнились» (εσκανδαλισθησαν) здесь «обиделись».  

 

21-28. И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

 

Я уже говорил выше, почему только к погибшим овцам дома Израилева. Только они одни в мире, полном язычников, были способны услышать проповедь Иисуса. Конечно, не все, конечно, только немногие. Но для язычников эта проповедь была недоступна. Понадобилось несколько поколений первых христиан, чтобы проповедь Иисуса была адаптирована под понимание людей, вскормленных только эллинской культурой, далекой от философии монотеизма даже в высших взлетах своей философии. «Погибших» же – потому что современный Иисусу иудаизм переживал очередной кризис и в очередной раз оказывалось, что уже несколько раз ремонтируемая религия опять-таки не делает своего главного дела – не ведет к Богу. Оттого-то так напряженно наиболее чуткие современники Иисуса ждали Мессию.

 

Поэтому же «дети» и «псы». Не потому что одни были лучше, а другие хуже по своей природе. Просто одних история подвела ближе к Богу и из их среды могли появиться те, кто сделают следующий шаг, а другие отставали в своем развитии и не были способны дать Иисусу учеников, которые понесут его учение дальше. Первоначальный отказ Иисуса женщине здесь сродни отказа учителя дать первокласснику учебник тригонометрии, которые он раздавал семиклассникам. Но стоило женщине продемонстрировать свою веру, как все меняется. И уже даже не столько сам Иисус, сколька вера женщины исцеляет ее дочь. Конечно, это, скорее всего, притча, у которой могло и не быть никакого рельного события-прототипа. Но от этого ее «информативность» для нас не становится меньше.

 

29-39. Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева. Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге. И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. Тогда велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей. И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские.

 

Это просто повторение точно такой же истории, рассказанной в предыдущей главе. Евангелист не боится подобных повторов. И он, конечно же, прав: он создает целую ауру евангельских чудес, погружаясь в которую, читатель невольно проникается и главными идеями христианского учения. Впрочем, это замечание литературоведческое.

 

Начало в

1,2 - http://gidepark.ru/community/43/article/434602

3 - http://gidepark.ru/community/43/article/436975

4 - http://gidepark.ru/community/43/article/437714

5 - http://gidepark.ru/community/43/article/439114

6 - http://gidepark.ru/community/43/article/440432

7 http://gidepark.ru/community/43/article/441482

8 http://gidepark.ru/community/43/article/442049

9 http://gidepark.ru/community/43/article/442695

10 http://gidepark.ru/community/43/article/443362

11 http://gidepark.ru/community/43/article/444783

12 http://gidepark.ru/community/43/article/446470

13 http://gidepark.ru/community/43/article/447410