Болото, в котором мы увязли

На модерации Отложенный

НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОФИ

Начнём с самого простого. Думаю, что вы наверняка сталкивались с проблемой поиска грамотного специалиста в той или иной сфере жизни.

Например, когда проблематично найти хорошего стоматолога. Речь не только о бесплатном лечении. Даже при наличии финансовых возможностей выясняется, что нет никакой гарантии того, что вы получите достойного специалиста.

Другой пример. Я никогда не считал себя выдающимся специалистом в области быта и потому всё, что выходит за рамки самого мелкого ремонта, предпочитал поручить специалистам. И обнаруживается, что специалист, работающий в фирме и за деньги, зачастую по своим знаниям и навыкам абсолютно не превосходит меня самого.

Тем, у кого есть дети школьного возраста, хорошо знакома проблема поиска нормальной школы с нормальным педагогом. Речь не идёт о чём-то элитарном – трудно просто найти специалиста, способного передавать детям знания и навыки, а не вызывать у них ужас и отвращение к учёбе.

В ближайшем Подмосковье в продвинутой, казалось бы, сфере высоких технологий, в службах технической поддержки нередко работают «специалисты», у которых плохо даже с элементарными пользовательскими навыками.

БОЛОТО

Если посмотреть на картину в целом, то страна глубоко завязла в болоте непрофессионализма, который с каждым днём всё глубже и глубже засасывает нас.

Это не просто снижает конкурентоспособность державы, это представляет физическую опасность для каждого.

Кризис этот развивается на протяжении двух десятков лет. Он начался с того момента, как, уйдя от прежних принципов хозяйствования, реформаторы сделали ставку на рынок, который отрегулирует сам себя.

Однако очень скоро выяснилось, что в условиях, когда предпринимательство заточено под получение сиюминутной выгоды, никакая работа на перспективу невозможна. Более того, отрасли, которые не позволяли получать немедленный доход, пришли в состояние стагнации.

Бедственное положение врачей, учителей, медиков, научных работников не только ухудшало текущую ситуацию в этих областях. Страшнее другое – талантливая молодёжь, наблюдая эту картину, меняло приоритеты, уходя в менеджеры, экономисты и юристы.

В результате страна оказалась заполнена офисным планктоном, но лишена в достаточном количестве высококвалифицированных рабочих, медиков, учителей и прочих специалистов прикладных отраслей.

На фоне демографического спада это привело к тому, что у нас возникла нехватка не только, так сказать, трудовой интеллигенции, но и неквалифицированной рабочей силы, что привело к массовому притоку трудовых мигрантов из-за рубежа.

Это, в свою очередь, ведёт к обострению межнациональных и межконфессиональных отношений.

Мы нередко слышим – власть всё это видит и занята решением данных проблем. Однако первое десятилетие 21-го века, при наличии у страны больших финансовых возможностей, не принесло никаких изменений к лучшему. Больше того, рост техногенных катастроф, в которых главной причиной становится человеческий фактор, говорит о том, что принимаемые меры неэффективны.

ДЕМОГРАФИЯ

Рассмотрим это на примере демографической ситуации. Стране, безусловно, нужно повышение рождаемости. Дети – это новые граждане, в будущем новые врачи, учёные, предприниматели, солдаты, а главное для государства – налогоплательщики.

Итак, государство стимулирует рождаемость, вводя материнский капитал за второго ребёнка, и обещая земельный участок за третьего.

Звучит весомо, и на старте даёт ощутимые результаты. Но дальше начинаются проблемы.

Женщина родила ребёнка. Исходя из вышесказанного, она родила его не только для себя, но и для государства.

Государство же, пообещав материнский капитал за второе дитя, считает свою задачу выполненной, и морщится, когда слышит новые просьбы и требования.

Но женщина не рожает ребёнка сразу в возрасте совершеннолетия. Его надо растить, лечить, обучать.

И тут она сталкивается с тем, что декларированная государством борьба за демографический подъём на всех этажах системы оказывается фикцией.

Начиная с женской консультации, где врачи и по сей день активно и настойчиво склоняют женщин к абортарию, который врачам, видимо, значительно более выгоден, нежели здоровый и полноценный ребёнок, для гражданки России начинается настоящая война за своё дитя, где всё государственное устройство нацелено на вытеснение нового нахлебника.

Если на уровне государственных учреждений женщина в декрете воспринимается как зло, с которым надо мириться, то на уровне бизнеса несчастная, решившая родить, считается чуть ли не воровкой, которую необходимо изгнать всеми доступными методами.

Качество медицинского обслуживания в российских роддомах катастрофически падает уже не столько из-за нехватки средств, сколько из-за того, что там работают плохо подготовленные специалисты.

ВРАЖДЕБНАЯ СРЕДА

Это первая ступень непрофессионализма, с которой сталкивается гражданин, вступая в новый мир. И уже на этой ступени для него, и для его матери всё может закончиться.

Плохое акушерство – это не следствие злой натуры нынешних врачей. Это следствие того, что за два десятилетия постсоветского периода из профессии был вымыты лучшие.

И не только из профессии. Эти лучшие не оказались в высшей школе, а значит, не научили, не передали свои знания новому поколению медиков.

В результате плохие врачи готовят новые очень плохие кадры, а те, в свою очередь, готовят кадры ужасающие.

Результат у нас сегодня перед глазами.

Такую же ситуацию мы наблюдаем и в педиатрии, и в педагогике. Женщина, которой надо выходить на работу, должна отправить ребёнка в ясли или детский сад. Однако таковых катастрофически не хватает, ибо за 20 последних лет огромное количество садов закрыли и перепрофилировали под бизнес-центры и прочие недетские организации.

Но даже если сад будет найден, то уровень дошкольных работников там настолько чудовищно низок, что речь не идёт ни о каком дошкольном воспитании, ни о каком прививании навыков. Даже элементарное обеспечение безопасности от несчастных случаев хромает на обе ноги.

Безопасность – это ещё один ключевой момент. Родители сегодня оказываются в ситуации, когда внешний мир их к чаду чрезвычайно враждебен. Школы и детские сады превращены в крепости, однако и это не спасает детей от маньяков, педофилов, стрелков из пневматики и т.д и т.п.

Общий крайне низкий уровень безопасности в обществе, вызванный, в первую очередь, низким уровнем профессионализма сотрудников правоохранительных органов , наиболее тяжело отражается именно на детях.

ЗАЧЕМ МЕРТВОМУ ПРИПАРКИ?

Я сейчас коснулся лишь нескольких проблем из тех, с которыми сталкиваются те, кто решаются родить на свет нового гражданина России. Государство же, положив на всё это сверху материнский капитал, удивляется отсутствию должного эффекта.

Но эффекта и не будет, если все системы государства, нацеленные на воспитание и развитие ребёнка, на обеспечение благоприятных условий для матерей и их детей, заполнены кадрами, не отвечающими никаким профессиональным требованиям.

Ситуация сегодня уже такова, что простое вливание средств ничего не даёт. Только переливание крови человеку, у которого оторваны обе ноги, ничего не даст. Разорванные артерии не в состоянии сами зарубцеваться, их нужно оперировать.

Мы с вами рассматривали проблемы, мешающие преодолению демографического кризиса. Однако это только пример, а фактически любая сегодняшняя проблема общества упирается в одно – кадровую катастрофу.

НАШЕ ОБЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Возникает главный вопрос: как это лечить?

Звучит банально, но здесь нужен государственный подход и мобилизация всех мощностей страны. Во главу угла должны быть поставлены интересы государства, а не отдельных финансовых групп, кланов и политических сил.

У правящей партии голова должна болеть не о борьбе с «оранжевой угрозой», не о получении нужного процента на выборах, а о разработке не стратегии, не иллюзорных замков на песке, а подробного плана развития государства как минимум на десятилетний срок.

Плана, охватывающего все направления развития страны. Плана, который должен чётко и внятно озвучить направление поступательного движения, окончательные рубежи, на которые должна выйти страна, а также промежуточные цели, решение которых необходимо на этом пути.

Например, поставив задачу прироста населения за 10-летний срок, мы должны чётко понимать пути решения этой задачи. Сколько необходимо построить новых детских садов, школ центров, творчества, поликлиник, стадионов.

Помимо этого, с учётом данных цифр государство обязано поставить задачу подготовки к запланированному сроку достаточно количества специалистов дошкольного образования, школьных учителей, врачей и т.д.

Эта задача, соответственно, тянет за собой вопросы обеспечения высокого социального уровня данных профессий, включая не только зарплаты, но и возможности приобретения доступного жилья и т.д и т.п.

КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Эта программа развития должна иметь не декларативный, а чётко проработанный характер.

Эта программа должна разрабатываться не исключительно чиновниками, а лучшими научными экспертами страны, с широким общественным её обсуждением.

Программа должна предусматривать личную персональную ответственность каждого чиновника за вверенный ему участок работы. Каждый гражданин страны должен иметь право знать, кто именно персонально отвечает за порученный ему участок деятельности, дабы иметь реальную возможность оценить, насколько эффективно ведётся эта работа.

Персональная ответственность за невыполнение порученных обязанностей для чиновника должна быть неотвратима и неизбежна. Коррупция, расхищение бюджета при выполнении поставленных задач должны приравниваться к тягчайшим преступлением и караться сроками от 25 лет до пожизненного лишения свободы без права на помилование.

Кто –то справедливо заметит, что в такой программе просматриваются элементы государственного планирования. Это, безусловно, так.

В ситуации, в которой мы сейчас оказались, решение возникших перед страной задач иными способами невозможно. Государство под контролем общества должно взять на себя роль локомотива, который будет вытаскивать страну из того болота, в котором мы увязли.