Думать о революции

 

Думать о революции

 

    «Капитализм выделил теперь горстку (менее одной десятой доли населения земли, при самом «щедром» и преувеличенном расчёте менее одной пятой) особенно богатых и могущественных государств, которые грабят – простой «стрижкой купонов» - весь мир.

Понятно, что из такой гигантской сверхприбыли (ибо она получается сверх той прибыли, которую капиталисты выжимают из рабочих «своей» страны) можно подкупать рабочих вождей и верхнюю прослойку рабочей аристократии. Её и подкупают капиталисты «передовых» стран – подкупают тысячами способов, прямых и косвенных, открытых и прикрытых.

 

    Этот слой обуржуазившихся рабочих или «рабочей аристократии», вполне мещанских по образу жизни и по размерам заработков, по своему миросозерцанию есть… в наши дни главная опора буржуазии. Ибо это настоящие агенты буржуазии в рабочем движении… настоящие проводники реформизма и шовинизма. В гражданской войне пролетариата с буржуазией они неизбежно становятся, в немалом числе, на сторону буржуазии.

Не поняв экономических корней этого явления, не оценив его политического и общественного значения, нельзя сделать ни шага в области решения практических задач коммунистического движения в грядущей социальной революции».

 

    Так писал Ленин в предисловии к французскому и немецкому изданиям «Империализма как высшей стадии капитализма» в 1918 году, но каждое это слово касается нашего времени не меньше, а даже больше, чем того, о котором писал Ленин.

 

    Какой вывод должны сделать из этих слов мы –сегодняшние последователи Ленина? Что мы должны советовать своим рабочим, куда вести их?

 

   Можно воспитывать рабочих в духе зависти к западным собратьям, ориентировать на борьбу за жизнь «как в цивилизованных странах». С этой целью, подобно западным социал-демократам, будем пытаться договориться со «своей» буржуазией о том, чтобы она поделилась сверхприбылью со «своим» рабочим классом в обмен на то, что рабочий класс не будет посягать ни на власть, ни на «честно нажитую частную собственность». Поделиться или не поделиться – это вопрос второй, но «посредникам» положенные «комиссионные» будут идти. Подкупить весь рабочий класс нашей буржуазии, может быть, и не удастся. Сверхприбыль не та. Но на подкуп его политических представителей, на организацию для них «мещанского образа жизни» и вполне приличных «заработков» в обмен на то, что они станут «агентами буржуазии в рабочем движении», у нашей буржуазии денег вполне хватит.

 

   Можно «дружить» со «своей» буржуазией против американской на почве «патриотизма» и «государственничества». Можно придумать ещё много разных хитрых проектов, но попробуйте представить себе, как бы действовал в нашей ситуации сам Владимир Ильич Ленин.

 

    Меньшевик Дан как-то сказал, что с Лениным невозможно справиться потому, что он 24 часа в сутки думает о революции. Можно без сомнения сказать, именно в этом секрет силы ленинского ума и секрет успеха нашей революции.

Ленин думал о революции даже тогда, когда никто не верил в её возможность. Работа «Империализм как высшая стадия капитализма» писалась в 1916 году, когда бушевала мировая война и все социал-демократы поддерживали «свою» буржуазию против «чужой». Только русские большевики и немецкие спартаковцы выступили за поражение «своего» правительства в империалистической войне и за превращение этой войны в войну гражданскую, призывали к революции.

 

    В отличие от Ленина, многие наши товарищи 24 часа в сутки думают о том, как избежать революции. Ради этого они готовы поверить в любые чудеса. В то, что народ опомнится и проголосует за коммунистов. В то, что коммунисты-депутаты примут социалистические законы, а буржуазия радостно их выполнит. В то, что Путин-тайный коммунист и "собиратель Отечества". В то, что своя «славянская» буржуазия лучше, чем американская или кавказская. В то, что всё само-собой как-то образуется. Лишь бы не было революции. Потому что революция – это, мол, гражданская война. А гражданская война – это кровь.

 

    Но эти товарищи ошибаются. Чудес не бывает. Хотя подчинение рабочего класса «своей» буржуазии, на которое они рассчитывают как на средство противостояния буржуазии «чужой», действительно позволит избежать гражданской войны – народ и дальше будет спокойно, без всякого сопротивления, «без крови», вымирать по 400 тысяч человек в год - именно так происходит в Украине. Но именно такое «сотрудничество труда и капитала» развязывает руки буржуазии до войны империалистической. Усиление национальной буржуазии может не привести к империалистической войне только в том случае, если «своя» буржуазия будет послушно делиться сверхприбылью с более сильной американской буржуазией. Кого будут грабить – разъяснять не нужно.

 

    Как же действовать, если коммунистическая партия слишком слаба, не имеет достаточной поддержки среди рабочих? Спору нет, идеи Ленина более чем радикальны. И в те годы далеко не сразу они находили отклик в сердцах миллионов. Мало того, среди великого множества российских социалистов большевики-ленинцы составляли тогда каплю в море. Меньшевики же во главе с Плехановым, как и остальные социал-демократические партии во всех странах, призывали на время войны объединиться со «своей» буржуазией против внешнего врага. Но история показала именно правоту Ленина: рабочие России и Европы, послушавшие своих «не радикальных» социалистов, заплатили за временный союз со «своей» буржуазией миллионами павших на фронтах империалистической войны. Этот урок, однако, усвоен плохо. И сегодня идеи Ленина с большим трудом завоёвывают себе место не только в сердцах простых рабочих, но и в головах многих коммунистов.

 

    В уже цитированном «Предисловии» Ленин пишет, что пролетарская партия «…должна отвоёвывать от буржуазии одураченных ею мелких хозяйчиков и миллионы трудящихся, поставленных в более или менее мелкобуржуазные условия».

 

    Скажут, что это сегодня невозможно. Но это неправда. Даже тогда, когда народы истребляли друг друга в мировой войне, а партия была загнана в глубочайшее подполье, большевики думали и говорили рабочим о необходимости революции. За это партия была запрещена, а партийцы находились не в парламенте, а в тюрьмах, в ссылке или в изгнании.Но  партия работала. Она вырабатывала лозунги, под которыми через короткое время миллионы и миллионы рабочих поднялись на борьбу против капитала.

 

Поднялись и победили.