Пигмалион, Франкенштэйн и Зорро в одном флаконе

На модерации Отложенный

Нет, это не о Путине. Просто я посмотрел вчера последний фильм Альмодовара "Кожа, в которой я живу".
Почти каждый его фильм - своего рода провокация. Как бы кич, набор банальностей и киноцитат... ИМХО, "Кожа" стилистически отличается от предыдущих его фильмов. Хотя и здесь есть некоторая пародия на латинос. В «Коже» легенды о Франкенштейне и Пигмалионе переплелись, мне кажется, еще и с "Коллекционером" - английским фильмом 1965 г. по роману Фаулза. Но изложенные по испански, по альмодоварски.

Пластический хирург Роберто  (его играет Бандерас, актер давно не испанский, а голливудский, ухватками напоминающий здесь своего Зорро) создает трансгенным путем кожу, которой не страшны ни укусы насекомых, ни огонь. На этом фантастика заканчивается. Начинается триллер обыкновенный: в его доме-замке живет в заточении загадочная красавица - Вера. Похожая лицом на погибшую жену хирурга. Начинаешь подозревать  - не клон ли это? В замкнутом пространстве, изолированная от Роберто и прислуги, Вера целыми днями занимается гимнастикой, йогой, рисует на стенах и периодически пытается себя покалечить. Приходя с работы, Роберто наблюдает за пленницей через видеокамеры. Он любуется ей, как создатель собственным творением, но только с помощью телемонитора.

Тайна  пленницы постепенно раскрывается: Вера оказывается продуктом изощренной мести. Роберто с помощью своих коллег-хирургов превращает насильника своей дочери в женщину. Страшная месть! Физиологические подробности делают ее тошнотворной для зрителя. Но... по законам жанра, он в нее - ненастоящую женщину - влюбляется, как Пигмалион. Правда, оказывается, что, увы создал он, на свою голову, не Галатею, а франкенштэйновского Голема, хоть и  в прекрасном женском теле. Некоторые сцены даже напоминают о классике жанра - об Альфреде Хичкоке.
Естественно, каждый в этом фильме увидет свое.  Слышал, например, от некоторых из посмотревших  сожаление о потраченном времени. Я для себя в фильме увидел образ тюрьмы. Камеры, внутри которой человек обречен всю жизнь метаться, за чьи пределы нам  не выйти. Это замкнутое физическое пространство, в котором вынуждена проводить дни несчастная "Вера", замкнутое пространство памяти, в котором обречен жить несчастный Роберто, потерявший сначала жену, а потом и дочь. Но хэппи-энд неминуем: где-то в середине фильма Альмодовар вставил намек на будущий финал: девушка-продавщица, в которую безнадежно влюблен молодой человек, ставший не по своей воле "Верой", - лесбиянка :))