Козьма Прутков нашего времени: в память о Черномырдине

Год назад я писал для информационного агентства "Владтайм" материал по случаю смерти Виктора Степановича Черномырдина. Мне хотелось показать его не столько политиком, сколько  мастером афористики, поскольку он не придумывал "крылатые слова", а просто говорил - как ему было удобно. И за прошедшее время уважение к ЧВС как к афористу только укрепилось.

5 ноября исполнится годовщина с того момента, как наша страна простилась с одним из наиболее выдающихся во всех отношениях отечественных политиков постсоветской России.

за два последних десятилетия – Виктором Степановичем Черномырдиным, в чьем лице мы также потеряли выдающегося мастера художественного слова, «Козьму Пруткова нашего времени». ЧВС, по сути, был образцом российского политика эпохи 90-х годов прошлого века. Именно ему принадлежит идея создания «Газпрома», которую он выдвинул еще в 1989 году, будучи руководителем министерства газовой промышленности СССР. Кстати, в период своей работы в министерстве Черномырдин и познакомился с Ельциным. И это знакомство стало воистину знаковым – в мае 1992 года президент Ельцин назначил Черномырдина вице-премьером по топливно-энергетическому комплексу, а уже к концу того же года - председателем правительства вместо тогдашнего и. о. Егора Гайдара. В то время фигура Черномырдина воспринималась как некий компромиссный вариант, устраивающий всех. И большинство ожидало, что ЧВС вряд ли долго усидит в премьерском кресле. Но он удержался во главе правительства целях шесть лет! Можно долго и подробно излагать карьерную судьбу Виктора Степановича, но суть не в ней. Главное в том, что он оставил свой след в российской политике, и не найдется, наверное, людей (за исключением разве что нынешней молодежи), которые относились бы к нему абсолютно равнодушно.

Одни считают Черномырдина «политическим зубром», умелым руководителем, опытным хозяйственником и дипломатом, который в свою премьерскую бытность взял на себя ответственность на ведение переговоров с чеченскими террористами, захватившими заложников в Буденновске. Другие видят в Черномырдине «ельцинского напарника», на котором лежит весомая доля ответственности за приватизацию, пресловутые «черный вторник» и «черный четверг», деноминацию и т.п. Возможно, правы и те, и другие. Но этот портрет был бы неполным, если бы мы не упомянули еще об одном – о потрясающем афористическом таланте.

Ведь Виктор Степанович Черномырдин был политиком, которого некоторые критики вполне серьезно называли «интуитивным литературным гением». Практически любое его выступление сопровождалось какой-нибудь оригинальной находкой, своеобразным и очень емким высказыванием, многие из которых ушли в народ. И стоит, пожалуй, вспомнить, что на эти афоризмы мы стали обращать внимание практически с самого начала политической карьеры ЧВС, когда выступая на пресс-конференции по поводу денежной реформы июля-августа 1993 года Черномырдин произнес самую, пожалуй, знаменитую свою фразу: «Мы хотели как лучше, а получилось как всегда». Уже одна эта фраза стоит того, чтобы занести Виктора Степановича в анналы истории афоризма. Но в том-то и вся прелесть, что таких фраз у него затем нашлось еще немало! Чего стоят только высказывания «Лучше водки хуже нет», «Здесь вам не тут» или «Отродясь такого не бывало, и вот опять». Можно называть эти высказывания абсурдными, глупыми, непонятными – но это будет означать непонимание их сути – ведь она заключается в народности языка. Если бы высказывания Черномырдина не были народными по своей выразительности и поэтике, они никогда бы не прижились в народе, а ведь сейчас многие, повторяя все ту же фразу «хотели как лучше…», уже и не вспоминают ее автора.

Черномырдин умел говорить с особым ритмом, повторяясь и перескакивая с одной незаконченной фразы к другой, результатом чего становились воистину шедевральные выступления. Вот, для примера, его речь после назначения на пост посла России на Украине:

«А эти, которые больше всех, где они? Сказал бы, этими вот, как говорится, руками. И до сих пор, и всегда буду, есть и был… Хотя иной раз бываю. Но сейчас не об этом надо думать. Сейчас надо всем вместе. У нас ведь все общее. И судьба, и труба, и песни. Да, трудно, да, плохо, но мы-то здесь. Потому что это наш дом. И Россия, и Украина, как ни назови. А кто кому должен, тут ещё надо разобраться. Потому что все всем должны. Мы тут с Леонид Данилычем даже считать не начали, а уже сбились. Но мы подсчитаем, и тогда все узнают. И мы в первую очередь. А если кто слишком умный, пусть сам считает, а мы потом проверим. И доложим, куда попало. Теперь что касается спорных вопросов. Вопросы есть, спора нету. То есть спор есть, вопроса нету. Значит, надо решать. И не так, с налёту, а на трезвую голову. Нас ведь тут полтораста миллионов. И вас пятьдесят. И если каждый начнёт, что тогда? Двести… Это ведь учитывать надо. А в Китае вообще полтора миллиарда. Ну и куда их всех? Правильно Тарапунька Пушкину писал: «Як умру, то поховайте на Украйне милой…» А это ещё когда было. И вот с тех самых пор кому-то чешется. Насчёт перспектив хочу сказать. Это на сегодня самое важное. И не важно, Черномырдин или кто… Да кто бы ни был. Потому что, когда мы с Гором комиссию создавали, все были, но не сразу. Комиссия уже потом появилась… В процессе создания. И работа там продолжается до сих пор, но уже с обратной перспективой, на новом качественном уровне. Нужно вперёд смотреть, а не под ногами путаться, людей от дела отрывать. Зачем нам все это? Особенно сегодня, когда во всём мире все уже давно, кроме нас. Только мы да эти… не хочется называть здесь… Да над нами смеются уже все. И правильно, и поделом. Но мы докажем и уже доказали. Потому что можем. Потому что должны. А раз должны, значит, надо. И на этом я бы хотел… И хочу… И буду хотеть!..»

Над этой речью некоторые могут просто посмеяться, назвав ее очередным подтверждением «черномырдинского тугодумия и косноязычности». Но они будут абсолютно неправы. Постарайтесь прочитать эту речь еще раз, не наспех, а размеренно – и тогда вы, возможно, пласт за пластом сможете увидеть глубинную сущность этих интуитивно-спонтанных отрывистых изречений, достойных того, чтобы разлететься на цитаты. Ведь построение мышления и речи Черномырдина - афористично по своей сути. И те, кто воспринимал все эти высказывания как «очередную глупость, которую сморозил ЧВС», и пытались сделать его объектом насмешек, – просто глупцы или слепцы, а может и то и другое в одном флаконе.

Ведь рядом с Черномырдиным подавляющее большинство наших юмористов и сатириков просто отдыхает! Кто из них может дать более емкую оценку Анатолию Чубайсу, чем это сделал ЧВС одним штрихом: «Стоит Чубайсу рот открыть, ему тут же сразу насуют, будьте любезны».

Или взять его оценку вопроса об оказании Россией помощи Украине : «Когда надо, мы всегда протянем… то, что надо».

А фразу «Мы будем проводить иностранную политику иностранными руками» надо вообще выбить золотыми буквами на стене МИДа, ведь это именно тот, принцип, которому и надо следовать.

Кто мог бы более точно охарактеризовать современную (для времен его премьерства, да и не только) ситуацию в стране: «Мы сегодня на таком этапе экономических реформ, что их не очень видно», «Наши крестьяне пашут, не просыхая», «Раньше полстраны работало, а пол не работало, а теперь, м-м-м…, всё наоборот», «Учителя и врачи хотят есть практически каждый день!».

А его перл «Какую бы общественную организацию мы ни создавали – получается КПСС» как нельзя лучше характеризует то, что происходит сейчас с «Единой Россией», ведь Черномырдин не понаслышке знал, как создаются «партии власти», он сам стоял у истоков создания партии «Наш дом – Россия».

Так что сейчас, вспоминая этого человека, хочется сказать, что Виктор Степанович Черномырдин был, безусловно, незаурядной личностью. И память о нем будет жива еще очень долго – по крайней мере, до тех пор, пока мы будем использовать его остроумные афоризмы. Так вспомним хотя бы часть из них:

«Отродясь такого не бывало, и вот опять»

«Правительство - это не тот орган, где, как говорят, можно только языком»

«Надо делать то, что нужно нашим людям, а не то, чем мы здесь занимаемся»

«Будем отстаивать это, чтобы этого не допустить»

«В Югославии катастрофа. Катастрофа - это всегда плохо»

«У меня к русскому языку вопросов нет»

«Все говорят, что недовольны итогами приватизации, и я недоволен, и не говорю»

«Да и я вон, в своем седле премьерском - только ветер в ушах»

«Когда надо, мы всегда протянем… то, что надо»

«Россия со временем должна стать еврочленом»

«Мы будем проводить иностранную политику иностранными руками»

«Мы будем уничтожать наше ядерное оружие вместе с Америкой»

«Правильно или неправильно - это вопрос философский»

«Надо контролировать, кому давать, а кому не давать. Почему мы вдруг решили, что каждый может иметь?»

«Я не тот человек, который живёт удовлетворениями. Для меня день прожитый - это уже история».

«Мы сегодня на таком этапе экономических реформ, что их не очень видно»

«Наши крестьяне пашут, не просыхая»

«У меня приблизительно два сына»

«Правительство в отставку? У кого руки чешутся — чешите в другом месте!»

«Если я еврей - чего я буду стесняться, что я еврей! Я, правда, не еврей»

«Лучше водки хуже нет!»

«Вино нам нужно для здоровья. А здоровье нам нужно, чтобы пить водку»

«Нам никто не мешает перевыполнять наши законы»

«Вечно у нас в России стоит не то, что нужно»

«Раньше полстраны работало, а пол не работало, а теперь, м-м-м…, все наоборот»

«У нас ведь беда не в том, чтобы объединиться, а в том, кто главный»

«Надо срочно ликвидировать жертвы катастрофы»

«Учителя и врачи хотят есть практически каждый день!»

«Какую бы общественную организацию мы ни создавали - получается КПСС»

«Сегодня ничего, завтра ничего, а потом спохватились – и вчера, оказывается, ничего»

«Были, есть и будем.

Только этим и занимаемся сейчас»

«Чем мы провинились перед Богом, Аллахом и другими?»

«Некоторые принципы, которые раньше были принципиальны, на самом деле были непринципиальны»

«Эти выборы обернулись для нас тяжелым испытанием. Это никогда больше не должно повториться»

«Нельзя думать и не надо даже думать о том, что настанет время, когда будет легче».

«Здесь вам не тут».

«Хотели как лучше, а получилось как всегда».

«Что ни делаем — получается КПСС либо автомат Калашникова».

«Этот вопрос изучен нами полностью и досконально. От А до Б».

«Не стоит класть оба яйца в одну корзину».

«Много говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу».

«Курс у нас один — правильный».

«Всем давать — давалка сломается».

 

Из Интернета довелось собрать небольшую подборку, которая немного повторяет вышесказанное:

«Все мы доживём. В какой конфигурации? В хорошей конфигурации» (О выборах 2000г.)

Трагедия на Балканах. И поехать, увидеть и сразу получить по заслугам - я далёк от этого» (О своей поездке в Югославию)

"Мы с вами так будем жить, что наши дети и внуки завидовать станут!"

«Правительство - это вам не тот орган, где можно одним только языком!»

«Когда моя наша страна в таком состоянии - я буду всё делать, я буду всё говорить! Когда я знаю, что это поможет, я не буду держать за спиной!»

«Я не из тех людей, чтобы доводить до мордобоя, я извиняюсь за это слово. И мордобой-то опять не они же бы, не их же! Если бы их бы там навесить - это бы с удовольствием! А те мордобой-то, в мордобое люди же бы участвовали: народ как всегда»

О Зюгановском предложении объявить войну НАТО: «Умный нашелся! Войну ему объявить! Лаптями! Его! Тоже! И это! Сразу как это всё! А что он знает вообще! И кто он такой! Ещё куда-то и лезет, я извиняюсь»

О Лужкове: «Все его вот высказывания, вот его взбрыкивания там... ещё даже пенсионером меня где-то вот, говорят, меня обозвал. Я не слышал. Но если я пенсионер, то он-то кто? Дед тогда обычный»

Снова о Лужкове: «Ну что нам с ним объединять? У него кепка, а я вообще ничего не ношу пока»

О Ельцине: «Заболел, кашляет ещё раз по-всякому. Но президент есть президент»

«Ну, не дай бог нам еще кого-то. Хватит. От этих тошнит от всех. Наших людей, я так понимаю. И Вас тоже, наверное. Я же вижу по глазам, Вас же тошнит»

«У нас ведь беда не в том, чтобы объединиться, а в том, кто главный»

«Чем мы провинились перед Богом, Аллахом и другими?»

«Я готов и буду объединяться! И со всеми! Нельзя, извините за выражение, всё время врастопырку»

«Вы посмотрите - всё имеем, а жить не можем. Ну не можем жить! Никак всё нас тянет на эксперименты. Всё нам что-то надо туда, достать там, где-то, когда-то, устроить кому-то. Почему не себе?! Почему не своему поколению?! Почему этот, как говорится, зародился тот же коммунизм, бродил по Европе, призрак, вернее. Бродил-бродил, у них нигде не зацепился! А у нас - пожалуйста! И вот - уже сколько лет под экспериментом»

«Что говорить о Черномырдине и обо мне?»

О совете директоров Газпрома: «В совете директоров многие участвуют - представители государства, акционеры, так что это орган такой - советывает»

О миротворческих предложениях Примакова: «Так тут уж нельзя так перпендикулярно понимать: мы Вас не тронем, Вы нас не трожьте»

 О депутатах Госдумы: «А мы еще спорим, проверять их на психику или нет. Проверять всех!»

О планах правительства: «Мы продолжаем то, что мы уже много наделали...»

«Вот мы там всё это буровим, я извиняюсь за это слово, Марксом придуманное, этим фантазёром»

О том, что Березовский стесняется, что он еврей: «Если я еврей - чего я буду стесняться! Я, правда, не еврей»

На вопрос, будет ли он участвовать в теневом кабинете: «Что я буду в тёмную лезть. Я еще от светлого не отошёл»

«Мы помним, когда масло было вредно. Только сказали - масла не стало. Потом яйца нажали так, что их тоже не стало»

«Надо всем лечь на это и получить то, что мы должны иметь»

«В нашей жизни не очень просто определить, где найдешь, а где потеряешь. На каком-то этапе потеряешь, а зато завтра приобретешь, и как следует»

«Сегодня мировая система финансовая понимает, что происходит в России, и не очень хочет, чтобы здесь было... ну, я не хочу это слово употреблять, которым я обычно пользуюсь»

"Хотели как лучше, а получилось как всегда" (О бюджете 1995 года)

"В Югославии катастрофа. Катастрофа - это всегда плохо!" (О войне в Югославии в 1999 году)

"Ночь прошла, они хватились" (О действиях команды Кириенко в ночь на 17 августа 1998г.)

"Корячимся, как негры" (О планах работы правительства в сентябре 1998г.)

"Россия - страна сезонная" (О посевной кампании, которую поддерживает правительство)

«Россия со временем должна стать еврочленом»

«Мы! Пойти на какие-то там хотелки, я извиняюсь... Нечего устраивать здесь хочу-не хочу»

«Слышите, что ждут от нас? С-300. Это мы знаем, что это такое. Это не дай бог. Сегодня С-300. А завтра давай другое. А послезавтра третье. Вот это что такое»

«Не надо умалять свою роль и свою значимость. Это не значит, что нужно раздуваться здесь и, как говорят, тут махать, размахивать кое-чем»

"Мы об этих мерах скажем... Я об них и озвучу и предложу... ...Ещё раз вам говорю: это комплексные меры, которые позволят вытащить, и решить, и остановить эти процессы".

"Я господина Буша-младшего лично не знаю, но вот с отцом его, господином Бушем-старшим я знаком и жену его, ГОСПОДИНУ Буш тоже знаю".

В. Черномырдин по поводу высказываний Буша-младшего о степени коррумпированности Виктора Степановича: "Кто мне чего подскажет, тому и сделаю"

"Были, есть и будем. Только этим и занимаемся сейчас".

Виктор Черномырдин на вопрос корреспондента ОРТ, не собирается ли движение НДР самораспуститься в связи с неутешительными прогнозами на выборах в Госдуму: "Это глупость вообще, но это мне знакомая песня: Во-первых, я думаю, что, ну, для многих это известно, я для толкача не подхожу. Поэтому я думаю, что, ещё раз, роль председателя правительства - он может собирать, он может не собирать, - он обязан всё равно всё знать, и он всё равно будет всё знать, и всё равно мы будем общаться, и всё равно мы будем советоваться по этим вопросам".

Специальный представитель Президента России по урегулированию ситуации в Югославии Виктор Черномырдин в интервью в программе «Итоги» 18.04.1999г.: «И кто бы сегодня нас ни провоцировал, кто бы нам ни подкидывал какие-то там Ираны, Ираки и еще многое что - не будет никаких. Никаких не будет даже поползновений. Наоборот, вся работа будет строиться для того, чтобы уничтожить то, что накопили за многие годы»

«Сейчас там что-то много стало таких желающих все что-то возбуждать. Все у них возбуждается там. Вдруг тоже проснулись. Возбудились. Пусть возбуждаются. Что касается кредитов - то понимаете, что касается кредитов и механизмов распределения - о чем они здесь? Где? Почему? Что и как они могут знать?» - ВИКТОР ЧЕРНОМЫРДИН об обвинениях Буша-младшего.

Когда замминистра вдруг ни с того ни с сего делает заявление, что вот должны 200 тысяч учителей, врачей сократить. Или у него с головой что-то случилось? Вот что может произойти, если кто-то начнёт размышлять. Другого слова не хочу произносить. "Профиль" №14, 1998

"Рубль при мне обвалился? Вы что, ребята? Когда ж вы это успели всё? Наделали, значит, тут кто-то чего-то, теперь я и рубль ещё обвалил!" - Виктор Черномырдин, И.о. Председателя Правительства, 07.09.1998г.

 

Продолжать можно еще очень долго. Просто почитайте и подумайте, какой афористический талант мы потеряли. И в развитие темы предлагаю составить антологию афоризмов ЧВС – он этого достоин.