Это челябинское правительство? Или чешское консульство?

Южноуральские власти, не спросив народ, устанавливают в центре города памятник легионерам Чехословацкого корпуса

На будущей неделе в Челябинске на Привокзальной площади будет официально открыт памятник легионерам Чехословацкого корпуса, погибшим в этих местах в годы Гражданской войны.

Сами челябинцы, кстати, узнали о появлении в их городе монумента более чем сомнительным «героям» едва ли не в последнюю очередь – ни опроса, ни хотя бы общественных слушаний среди них никто не проводил. Местная власть попросту откликнулась на просьбу чешского консульства в Екатеринбурге, а Министерство обороны Чехии профинансировало возведение монумента.

Всё это, разумеется, возмутило челябинцев. С начала недели, сообщает агентство «Урал-пресс-информ», в интернете кипят страсти. Местные блогеры называют белочехов оккупантами, грабителями, наемниками. Некоторые предлагают пикетировать открытие памятника и хотя бы добиваться его переноса на другое место.

Агентство поинтересовалось также мнением челябинских историков и краеведов об идее установки монумента.

«Необходимость появления такого памятника у меня вызывает сомнения, - заявил доктор исторических наук профессор Владимир Новоселов. - Во-первых, у нас практически нет нормальных памятников своим гражданам, землякам, участвовавшим в боевых действиях. Во-вторых, белочехи выступали здесь как палачи, от рук которых пострадали многие наши сограждане. Пусть они оказались в России по стечению обстоятельств. Но почему надо устанавливать им памятник?

На мой взгляд, идет спекуляция, которая сравнима, может быть, с десталинизацией, когда не мытьем так катаньем извращается история. Мне кажется, было бы правильно, если бы это событие послужило стимулом для основательного исследования того, что произошло на Южном Урале в мае-июне 1918 года, когда белочехи оказались на станции Челябинск. Масса документов до сих пор не рассекречена. А ведь Челябинск сыграл в гражданской войне выдающуюся роль. Давайте изучим все объективно, не впутывая идеологию. А уже потом будем решать, кому и какой памятник ставить. И потом важно, на какую почву это событие ложится. Я все же думаю, что установка памятника – не самая актуальная задача. По правде говоря, бойцов чехословацкого корпуса в Челябинске мало погибло, а гибли в основном наши земляки. На площади Павших революционеров, которой сегодня уже фактически не существует, поставили камень, а памятника до сих пор нет. Будет ли?»

Сотрудник МЧС, поисковик-краевед Павел Стромов:

«У меня двоякое отношение к появлению этого монумента. В большей степени неодобрительное, как и к самому восстанию чехословацкого корпуса, которое привело к Гражданской войне. Белочехи стали катализатором этих событий. Не было иной боеспособной силы против большевиков. Заключительный этап ухода чехословацкого корпуса – это, конечно, трагедия для России.

Тысячи людей вдоль Транссибирской магистрали погибли от рук чехословацких легионеров. Огромное количество оборудования, материальных средств было вывезено.

Может быть, увековечить память о тех трагических событиях в Челябинске надо менее помпезно. Например, ограничиться открытием скромной мемориальной доски. И важно, какой акцент в этом событии будет сделан. Если чешская сторона будет помнить, скорбеть и сожалеть о том, что произошло, думаю, это будет правильно и честно по отношению к памяти наших земляков, погибших в Гражданской войне».

Кандидат исторических наук, доцент кафедры новейшей истории ЧелГУ Павел Назыров:

«Если этот памятник носит мемориальный характер, на мой взгляд, он имеет право на существование. Чехи прописаны в истории Южного Урала, это страница нашей истории. Ничего опасного для исторической памяти Челябинска новый монумент не несет. Неприемлемы в этом случае хвалебные памятники.

А вообще монумент бойцам чехословацкого корпуса в Челябинске когда-то существовал. Он был установлен при белых, сохранилась его фотография, затем в 1919 году его снесли. Кстати, есть историки, которые положительно оценивают роль чехословацкого корпуса. Но я бы сказал, что легионеры зарекомендовали себя неоднозначно. Среди них были и достойные люди, и низкие. В первое время пребывания здесь чехословаков местные жители относились к ним хорошо, потом наступило разочарование. Но простые солдаты, мне кажется, были все же неплохими людьми. Многие хорошо относились к нашей стране, даже любили Россию. Конечно, чехи участвовали в Гражданской войне не ради России, а ради своего самосохранения. Но громогласно заявлять, что они здесь убивали и грабили наших граждан, неправильно. Разные случаи были. В том числе чешские отряды исполняли и карательные функции. Но в целом памятник мемориального плана бойцам чехословацкого корпуса в Челябинске вполне оправдан. Другое дело, его размещение. Мне кажется, что вокзал – не лучшее место, хотя есть историческая привязка: чехословаки располагались в этом районе. Но все-таки место для монумента должно было обсуждаться экспертным сообществом».

Между тем правительство Челябинской области, сообщает корреспондент «Независимой газеты», продолжает отстаивать свою точку зрения – чехословацкие легионеры, мол, пробыв на Урале более года, внесли немалый вклад в развитие экономики, культуры и просвещения Челябинска и всего региона. Руководствуясь этим, южноуральское правительство не намерено отказываться от договоренностей с чешским Министерством обороны.

В таком случае остаётся ставить вопрос уже перед федеральными властями: а на каком это основании правительство субъекта Федерации отстаивает у нас интересы не жителей вверенного ему региона (которые, как видим, в массе своей возмущены происходящим), а иностранной стороны? Это правительство Челябинской области или подразделение министерства иностранных дел Чехии?