Человек, который придумал наш мир

На модерации Отложенный

Смерть Стива Джобса — это такое событие, которое заставляет задуматься над мироустройством и смыслом жизни. Масштаб таких людей по-настоящему оценивается только после смерти. Как бы ни был знаменит Джобс, какие бы легенды ни окружали его при жизни, — но только сейчас мы по-настоящему начинаем оценивать его роль в развитии цивилизации — никак не меньше.

К 1997 году годов фирма Apple погибала. При всей своей легендарности она была крошечной по сравнению с такими гигантами, как IBM и Microsoft. Хотя персональный компьютер, по сути, придумали основатели компании, два Стива — Джобс и Возняк. Но к тому времени они давно уже занимались другими вещами. Возняк ушёл сам, потому что бизнес вообще был ему неинтересен, а Джобса выгнали после нескольких коммерческих неудач под его руководством. Apple продолжала делать то же, что делала при своих основателях — выпускала персональные компьютеры, но с этого рынка их вытеснила Microsoft и многочисленные производители «железа». Стратегия Джобса — делать самый лучший, самый передовой, самый простой для понимания, но при этом ни с чем не совместимый компьютер — проиграла стратегии Билла Гейтса, операционная систем которого работала буквально на чём угодно. Джобса стали забывать.

И когда его вернули вытаскивать Apple с того света, он опять начал придумывать новое. Как когда-то он придумал персональный компьютер, так, возвратившись в родную фирму, он стал придумывать новый мир, которого ещё не было, — мир, в котором интернет можно положить прямо в наш карман. Айфоны, айподы, айпады за несколько лет с головокружительной скоростью завоевали мир. Не только сами, но и с помощью многочисленных вспомогательных войск, потому что все, кто только мог, стали передирать идеи Джобса и делать такие же вещи — иногда хуже, иногда и лучше.

Вот, например, я не могу установить на своём айпаде систему управления   счетами на Форексе. Такой программы для айпада нет! Тут Джобс остался верен себе: архитектура закрытая, айпад ни с чем не совместим, кроме других устройств Apple. И когда я еду в командировку, я тащу с собой не только айпад, но ещё и ноутбук на Windows — пусть очень лёгкий и удобный, но это же всё равно дополнительная вещь. Как было бы удобно, если бы на айпаде работало всё! Но нет, там работает только то, что сделано для айпада.

Но все эти новые вещи, которые Джобс придумал, оказались настолько востребованы, что загибающаяся Apple за десятилетие с небольшим стала самой капитализированной компанией мира! Она стоит сейчас 382 миллиарда долларов — больше, чем Exxon Mobil, IBM, Microsoft. За 13 лет при Джобсе акции Apple подорожали более чем в 75 раз!

А ведь это — не сырьевая компания! Кроме компьютеров, гаджетов и какой-то периферии они ничего не производят. И ведь это ещё во время кризиса! У многих компаний капитализация то падает, то поднимается, — а у компании Джобса она только растёт.

Имя Стива Джобса связано с Apple так же, как имя Билла Гейтса — с Microsoft. Вот если взять, например, Рокфеллера, то даже я не знаю, какие там у него есть банки. А Джобс велик своей компанией, которую он создал, а потом буквально вытащил из могилы. То, что он фактически придумал ещё и компьютерную анимацию, — первые коммерчески успешные компьютерные анимационные фильмы были сделаны его компанией Pixar, — многие и не знают. Компанию эту он купил у Лукаса, создателя «Звёздных войн», за 10 миллионов долларов в 1986 году, а через 20 лет продал компании «Уолт Дисней» за 7,4 миллиарда долларов!

Конечно, Джобс не сам придумывал дизайн своих изящных вещей (если кто не знает — истинные маководы сравнивают процесс извлечения из коробки «яблочной» продукции с раздеванием прекрасной женщины, восторженно описывают его в блогах, выкладывают фото и видео!) не сам писал код своей операционной системы, — но он придумал мир с интернетом в кармане, а набранная им команда этот мир создала. Говорят, он любил повторять: «Если мы берём на работу талантливых людей, то не для того, чтобы давать им указания, что делать, а для того, чтобы они нам говорили, что должны делать мы!» Сенсорные дисплеи, фото- и видеокамеры в телефоне, интернет — всё это было до Джобса. Но какого-то нового мира, в котором небольшое устройство может лазить в интернет, снимать фотографии и кино, проигрывать музыку, управляется движениями пальцев, и ко всему тому ещё может служить телефоном, — такого до Джобса не было.

Я как-то видел опрос, который проводили американцы. Опрос был крупный: десятки тысяч людей в разных странах. Их спрашивали, каково самое великое изобретение за всё время существования человечества. И если не знать, что ответили, догадаться невозможно.

Ответ был — унитаз! Не огонь, не колесо, не книгопечатание, — а унитаз. Не представляю, чтобы в России кто-то так ответил. Если бы такой опрос проводили у нас, — не только унитаз не вышел бы на первое место, о нём бы никто и не вспомнил! И вот одинаково понравиться своей продукцией всем этим людям, столь разным и иногда столь странным, — для этого действительно надо быть гениальным маркетологом, и рядом с Джобсом тут поставить некого.

При этом личное состояние Джобса — около 8 миллиардов долларов. Тут сразу приходят на ум наши олигархи, «эффективные менеджеры» и «замечательные организаторы» — Прохоров с 18 миллиардами долларов, Абрамович, Дерипаска и другие подобные. И я подумал: интересно, вот за то время, что у нас существует рынок, в Америке возникли миллиардеры, self-made man’ы, настоящие инноваторы, не сырьевики и не сталевары, — Джобс, Гейтс, Пейдж с Брином (создатели Google), Цукерберг, создатель «Фэйсбука». И это всё люди, серьёзно изменившие мир! И наверняка есть ещё много таких.

А когда вспоминаешь наших олигархов — у нас либо сел на трубу, либо сел на «Норильский никель», либо на алюминиевые заводы, — и всё это построено в Советском Союзе. Точно по Розанову: «В России вся собственность выросла из «выпросил», или «подарил», или кого-нибудь «обобрал». Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается».

Это — системное отличие. И что самое интересное, капиталы многих из этих людей, которые действительно что-то замечательное придумали, много меньше капиталов наших олигархов! И отношение у них к деньгам совершенно другое, чем у наших, даже иногда как к чему-то лишнему. Вот, например, Гейтс говорил, что оставит своим детям по несколько миллионов, а всё остальное отдаст на благотворительность. В свой фонд он уже вложил около 28 миллиардов долларов, а Уоррен Баффет отдал туда же 99% своего состояния! Гейтс и Баффет — два самых богатых американца! — в прошлом году призвали американских богачей последовать их примеру и вложить как минимум половину своего состояния в благотворительность. И ведь вкладывают!

Джобс, конечно же, легко мог бы иметь более 8 миллиардов. Ему это, очевидно, было просто неинтересно. Придумать вещь, которая изменит мир, много интереснее, чем заработать ещё десяток миллиардов. С 1997 года Джобс работал директором Apple с официальной заработной платой 1 доллар в год!

Тот же Баффет потребовал недавно у американского правительства увеличить налоги с богатых и отменить для них налоговые льготы. И живёт он в доме из 5 комнат, которому уже более 50 лет, хотя мог бы построить себе десяток дворцов. Владелец «Икеи» ездит на «Вольво», которому уже 15 лет, и не собирается его менять! И Сорос такой же: вкладывает деньги в фонды, финансирует какие-то политические проекты, гранты раздаёт.

Это какая-то другая порода людей! Для них деньги — не цель, а инструмент. Лично им деньги в тех количествах, которые у них есть, просто не нужны. Ну, есть дом, есть яхта… Купить ещё одну? А зачем?! Они проявляют изумительную изобретательность в своих делах, но не знают, что делать с собственными миллиардами, — даже Гейтс с Баффетом лучше благотворительности ничего не придумали.

В России я знаю только один такой случай: Потанин вложил большую часть своего состояния в благотворительный фонд. У других, конечно, есть какие-то фонды, но они несравнимы с их состоянием. По-настоящему крупный — только у Потанина.

Вот либералы любят жаловаться: наш народ не любит олигархов! А я — состоявшийся, успешный предприниматель, — задам встречный вопрос: а за что их любить? Когда читаешь, что Абрамович купил не то третью, не то пятую яхту с мини-подлодкой и зенитными ракетными установками, или когда Керимов покупает Самуэля Это’О за 27 млн. евро и кладёт ему годовую зарплату больше 20 млн. евро, — то есть камерунец теперь самый высокооплачиваемый спортсмен в мире, — то понимаешь, что здесь что-то неправильно! Как когда-то платили бешеные деньги за гладиаторов, так Керимов купил себе футболиста.

Наши олигархи часто ведут себя как маленькие мальчишки, дорвавшиеся до мороженого, — они жадно его поедают, не думая об ангине и прочих неприятных вещах.

А Джобс, Гейтс, Баффет, Сорос ведут себя как взрослые, ответственные люди: меняют мир, занимаются благотворительностью, инвестируют во что-то полезное. У них у всех есть сверхценные идеи для блага людей, ради которых они и живут, а деньги — лишь побочное следствие реализации этих идей.

И вот результат: по недавнему опросу, 25% молодых людей — активных, энергичных, полных идей — только и думают о том, как бы уехать из России, потому что не видят здесь перспектив. А ведь среди них легко может оказаться новый Джобс, Гейтс, Баффет или Брин.