Образованием.... по мировоззрению и судьбе ... Пли! (О НАБОЛЕВШЕМ)

На модерации Отложенный

 

                «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины…», с одной стороны, но  «Исполненный строгой гордыни,    Сурово гляжу я на Русь..»., с другой.

Два подхода, но один автор о трех именах: Иван Тургенев и Иеремия Недобобов, сын Платона Недобобова*.

Вот и у меня возникло ощущение и понимание необходимости порассуждать о том же: что происходит, почему нам многое не нравится, но мы ничего не делаем, чтобы изменить ситуацию. Ведь большинство даже и не задумывается: почему они такие, какие есть? Как сложился такой тип мышления, и, соответственно, поведения, отношения к жизни.

Эти строки продолжают цикл заметок «О наболевшем».

 

Образование базовое школьное, в первую очередь, конечно, литература и история, имеет (как и в советское время) не познавательно-сравнительный, а настолько пропагандистко-агитационный уклон, что делает значительную часть выпускников людьми малообразованными, мало знающими, а, зачастую, и просто дезинформированными. Вот, мы, по-прежнему,  и пребываем в положении, полу-рабском, зависимом, т.е. не свободны и ментально, и, как следствие, житейски-повседневно.

                Хрестоматийный «Русский язык» Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

Что дает изучение этого произведения, как мы меняемся, благодаря этому тексту? Как мы, в конце концов, воспринимаем этот текст? 

У многих, с кем довелось поговорить об этом,  да и у меня,  впечатления совпали: сей белый стих, заучиваемый наизусть, ничего кроме недоумения, скуки и, даже, тошноты, не вызывал. Разные школы, педагоги, города, поколения, а эмоции близки. И было еще ощущение некой неловкости, какой-то неискренности, натужности, исходящей от этого текста.  Общим являлось и непонимание того, а почему это язык, должен вызывать восторженную самодовольную гордость? Все равно, как, если бы, вызывал гордость какой-нибудь элемент процесса эволюции, например, отпадение хвоста у двуногих прямоходящих или использование ими же палки-копалки…. А может быть, все дело в том, что «Русский язык» - это такая  маниакально-навязчивая тургеневская идея, автор которой, на самом-то деле, понимал все ее несоответствие реалиям жизни? Доказательство? Пожалуйста….

Тургенев, в 1859 г.

констатировавший, что: «…четырех качеств – честности, простоты, свободы и силы нет в народе…», но, мол, «а в языке они естьЗначит будут и в народе» (цитируется по письму к Е.Е.Ламберт от 12 [24] дек.1859г.,Петербург), как выяснилось, ошибся в своем прогнозе.  И, если бы школа давала оба эти текста одновременно, то учащийся, возможно, гораздо более объективно оценивая себя, свой народ и свое время, осознанно стремился бы что-то кардинально изменить. А так, сплошное превращение уроков литературы, да и истории, в курсы квасного патриотизма, совершенно не способные научить жизненно важным, и для человека, и для страны, навыкам не зашоренного мышления. Да и настоящий патриотизм, кстати, не прививается…

Волошин, через 60 лет после Тургенева, прозорливо написавший: «Вчерашний раб, усталый от свободы, Возропщет, требуя цепей. Построит вновь казармы и остроги, Воздвигнет сломанный престол, А сам уйдет молчать в свои берлоги…» («Китеж», 18 авг.1919 г., Коктебель), лишь гениально подтвердил справедливость и вневременность тургеневской оценки состояния народа. Оценки, между прочим, не официальной, не для публики, а данной в частном письме.

Но хуже всего, что и спустя 150 лет, прошедших со времени процитированного письма, и через 90 лет, прожитых страной после таких горьких волошинских строк, не изменилось ничего…

Ну, что еще, как не школьное образование, со всеми его следствиями, является основой такого положения? Ведь, если долгие школьные годы (а 10 – 11 лет – это весомая часть жизни!) не формировать в человеке способность и потребность свободомыслия, то кого можно вырастить, кроме раба?!

                    Теперь же, с наступлением эпохи «ЕГЭ» (Единый государственный экзамен), введенного, чтобы «Восстановить преемственность между высшим и общим образованием…» и «Обеспечить государственный контроль качества общего образования…»**, похоже, вовсе не осталось никаких шансов на то, что прогноз Тургенева хоть когда-нибудь сбудется….

                    «Не в первый раз, мечтая о свободе,     Мы строим новую тюрьму» («Китеж»)

 

 

*И.Тургенев.  "Шестилетний обличитель" 1859 г.

**Цитируется по справке Минобразования РФ от 12.10. 01, № 15/1