"Оскар" для "Цитадели"?

На модерации Отложенный

Никто бы сейчас, наверное, и не вспоминал уже о с треском провалившейся в прокате МихАлковской "Цитадели", если бы не ее выдвижение на "Оскар", произведенное лично самим Михалковым.

Событие оказалось настолько неоднозначным (сам снял, сам и выдвинул - вот это технология!), что вызвал даже открыто высказываемые возражения в кино-среде. Такие возражения, заметим, дело довольно редкое.

Посудачить за рюмкой чая о том сколько государственных мега-рублей  "барин Мигалков" по ходу съемок перенаправил в личный карман - это сколько угодно. А вот чтоб режиссер Меньшов возмутился в открытую - это да, редкость. Однако Владимир Меньшов возмутился-таки… И не зря возмутился.  Поводов для этого «Цитадель» дает никак не меньше, чем кино-шедевр «Сволочи» (тоже удостоенный какой-то премии, которую отказался вручать все тот же Меньшов). 

«Цитадель» буквально напичкана «либеральными»  штампами - штрафбатами, тупыми и пьяными командирами, гармошкой, грязью и полной бестолковостью всего, что есть в России. Это идеологическая штамповка, рассчитанная на такого тупого потребителя, которого в России найти крайне трудно…

И именно в этом  - внимание!- ключ к пониманию фильма всего михАлковского шедевра. Его «Цитадель» откровенно была рассчитана не на нас, помнящих рассказы ветеранов о реалиях Великой Отечественной войны,  но на западного потребителя, давно приучаемого к различным «фантазиям на тему».

А фантазия у автора «Цитадели» богатая… хоть и не вполне здоровая.

Собственно, перед нами лето-осень 1943 года. На некоем холме препятствуя наступлению наших войск стоит некая "Цитадель", более всего смахивающая на феодальный замок… С какой стати немцам понадобилось сооружать такое чудо – совершенно непонятно. Военный смысл торчащих посреди степи крепостных стен с башнями так и остается для зрителя загадкой, поскольку

«Цитадель» производит неизгладимое впечатление даже на людей, совершенно не знакомых с фортификацией и военным делом. А у людей военных и вовсе вызывает приступ гомерического хохота – ибо сию, прости-господи, "фортификацию" (а тем более в 1943 году!) любая гаубичная батарея спокойно раздолбала бы в щебенку за сутки… Если бы, конечно, ее гарнизон сам не поднял руки, после того, как танки и пехота грамотно обошли бы сию фортецию с флангов.

   

Однако, как явствует из диалогов, Цитадель тупо штурмуют «в лоб» уже давно, но результатов нет. Что, собственно, это и не удивительно, ибо о наличии артиллерии в фильме Михалкова советские командиры не слышали в принципе.

Разумеется, защитники Михалкова скажут, что это лишь символ. Хорошо, господа – пусть будет символ. Но насколько же он глуп и бездарен, этот символ! Тем более, что дальше – больше.

Как только начинается очередная атака, в советскую траншею прибегает заградотряд и начинает… стрелять в спину наступающим (!). Не отступающим, а именно наступающим, ибо отчетливо показано, что пули попадают в спины и затылки. Это уже слово в истории заградотрядов… Эпохальное, можно сказать, открытие. Солженицын и Резун-Суворов нервно курят в сторонке. Дальше автор этих строк (даже закаленный кадрами развесисто-клюквенного «Штрафбата») сей фильм смотреть уже не смог…Тем более, что и не о фильме, как таковом, речь. Речь о претензиях Никиты Михалкова на «Оскар».

На чем они основаны – не совсем понятно. Даже бы во главе голливудского жюри сидел доктор Геббельс, то и тогда бы гран-при «барину Мигалкову» был бы не гарантирован: уж больно гротескным порой смотрится нагромождение собранных в «Цитадели» антисоветских штампов.

Такой набор может понравиться разве что самому тупому западному обывателю.

Но ведь в американской Киноакадемии не тупые обыватели сидят, а мастера своего киношного дела, знающиe, что и как надо снимать.

Желающие сравнить уровень их работы могут атаку из михАлковской «Цитадели» со сценой штурма аэродрома на Гуадалканале из "Тихого Океана". Или хотя бы пересмотреть кино про «Спасение рядового Райана». Или кино-картину «Ватерлоо»…Ну и какое будет сравнение?

Бондарчук-старший над потугами Михалкова яростно хохочет, Озеров показывает козу, Спилберг строит рожицы...А «барин Мигалков» упорно номинируется на «Оскар»…

НУ И ПУСТЬ НОМИНИРУЕТСЯ.

Если ему ее дадут – то это будет, пожалуй, покруче, чем Нобелевская премия мира для Барака Обамы.