Притча о Галилео Галилее

На модерации Отложенный

 

 

Притча о Галилее

Более двух тысяч лет назад Аристотель сделал весьма правдоподобное, но неверное заключение о том, что тяжелые предметы падают быстрее чем легкие. Благодаря непререкаемому авторитету Аристотеля это стало аксиомой для человеческой цивилизации. Любой человек с высшим образованием поймет, что для доказательства или опровержения данного факта может потребоваться весьма сложная и дорогостоящая процедура связанная необходимостью производства достаточно точных измерений и применения статистических методов. Ничего подобного в древности судя по всему не существовало, поэтому гипотеза Аристотеля просуществовала столь долго. Но и во времена Галилея инструментарий физиков мало чем отличался от времен Аристотеля. Известно, что древние греки практически не использовали для доказательств эксперимент натурный. Применялся исключительно эксперимент мысленный.  В этом смысле Галилей, которому удалось опровергнуть догму Аристотеля с помощью мысленного эксперимента стоял, по выражению И.Ньтона, «на плечах гигантов» античности.

Прежде чем напомнить читателям о мысленном эксперименте Галилея хочется заранее сказать о том, что его мысленный эксперимент абсолютно не использует научных категорий которые бы выходили за рамки обыденности. Иначе говоря, такое рассуждение мог себе позволить даже неандерталец, не говоря уже о простом дилетанте.

Итак, гипотеза Аристотеля: «скорость падения тяжелого предмета больше скорости падения легкого».

Предполагая гипотезу Аристотеля истинной, Галилей вполне мог рассчитывать, что она будет справедлива при всех обстоятельствах.

То есть добавление к предмету тяжести ускоряет его падение, а облегчение падающего предмета замедляет.

«Возьмем пушечное ядро и привяжем к нему конским волосом мушкетную пулю. В силу истинности гипотезы Аристотеля пуля будет падать медленнее ядра, и, следовательно, будет тормозить падение ядра. В результате тело весом вес ядра + вес пули будет падать медленнее чем одно ядро. Мы пришли к противоречию, и, следовательно гипотеза Аристотеля неверна».

Предоставим читателю аналогичным образом убедится и гипотезе о том, что тяжелые предметы падают медленнее легких. И заметим, что только при допущении о равенстве скоростей падения тяжелых и легких тел противоречие исчезает. Вот и все, что сделал Галилео Галилей. Однако результат полученный им колоссален. Догма Аристотеля на две тысячи лет затормозила развитие механики. Именно после опубликования его работы развитие физической науки было разблокировано.

Зададимся одним меркантильным вопросом: достоин ли мысленный эксперимент Галилея Нобелевской премии по физике? Думаю, что этот вопрос чисто риторический. Конечно, достоин.

Возможно, нам станет более понятна и западная научная традиция присуждения степени «доктор философии» вместо специалиста скажем физико-математических  или физических наук. Впрочем, это, конечно же, не принципиально.