Исповедь стареющего оптимиста, живущего в эпоху перемен

Этот материал был написан в конце «лихих 90-х» по результатам разговора с одним из друзей-бизнесменов и на основе собственных размышлений. Перечитав его вчера, обнаружил, что и сейчас мог бы сказать почти то же самое. 

Странная, однако же, штука - жизнь... Вроде бы еще совсем недавно гонял во дворе футбольный мяч с соседскими мальчишками да выбегал на перемене покурить, спрятавшись за угол родной школы. И вроде бы только вчера топтал кирзовыми сапогами монгольские пустыни, мечтая о морском песочке и легком ветерке. А вот, глядишь, и уже зовут тебя по имени-отчеству. И когда девушка вдруг смотрит тебе ниже пояса уже не улыбаешься, а начинаешь лихорадочно проверять, застегнута ли ширинка. И тебе как-то невзначай уже иногда начинают уступать место в автобусе. И так вот вдруг с удивлением обнаруживаешь, что вот она и прошла, добрая половина жизни, и, возможно, именно большая половина. Раньше я все любил посмеиваться над этим сочетанием -"большая половина" - как это половина может быть большей или меньшей? А теперь уже все по-другому, понимаешь? Ведь уже прожитая часть жизни может и является ее половиной с точки зрения статистики - статистика знает все! - но вот удастся ли прожить еще столько же? May be or not to be.

И вот оглядываюсь я сейчас назад и с как-то горько мне слегка.  Ни к чему еще так и не пришел, ничего толком не добился. Все казалось, что еще успею, мое от меня никуда не денется - не жил, а больше готовился к жизни. Мир не изменил, но и сам не смог толком измениться вместе с ним. Видно, сильно набедокурили мы в своей прошлой жизни, что довелось нам сейчас жить в эпоху перемен. Но как же противны мне эти перемены - может быть, противны еще сильнее, чем тем, кто стоит на более низких ступеньках социальной лестницы.  Я даже иногда завидую бомжам - они свободны, делают то, что считают нужным, вольны хотеть или не хотеть, сами создавая себе правила.

А я зажат в рамки своего так называемого образа жизни, хотя  я лучше всего чувствую себя не на банкете в дорогом кабаке, а во дворе за кружкой пива - здесь я почти свой, пусть и интеллигент, но не вшивый. Здесь меня воспринимают как равного и никто не завидует, а, возможно, где-то в глубине души иногда даже жалеют.

Да, может быть нынешняя новая жизнь и является абсолютно нормальной, но вот почему-то не оказалось в ней места нашим детским мечтам и наивным представлениям о добре и зле. Я ведь, хотя и вырос циником, в глубине души все-таки свято верил в честность, порядочность, доброту. Но оказались мы сейчас у разбитого корыта, из нас вынули стержень и не дали новой опоры. Нас кинули, как котят в речку - кто выплыл, кто подчинился течению, а кто и пошел ко дну. И не удивительно, что выплывших оказалось не много. Но вот парадокс – многие из тех, кто выбился в люди и стал вроде бы преуспевающим бизнесменом, при встрече со своими менее удачливыми бывшими друзьями-одноклассниками часто тушуются, стыдясь своего успеха. Не все, конечно, но есть. А когда после очередного банкета приходишь домой и, откупорив бутылку дорогого коньяка, берешь в руки томик Ремарка или Чехова, какая тогда накатывает тоска! И вот сидишь, тянешь коньяк и, почитывая книгу, уносишься в мыслях далеко-далеко от этого мира... А с утра все начинается снова - бизнес, сделки, стрелки, фуршеты... И деньги, деньги, деньги.. Замкнутый круг.

Да, после таких рассуждений и выплеска накопившегося понимаешь - так постепенно приходит старость. Ведь старость - это когда новое поколение кажется хуже твоего. Так было, есть и будет - извечный конфликт отцов и детей. Точно также казалось и нашим родителям, и их родителям, и родителям их родителей - вплоть до Адама и Евы. Но вот что странно: как из все более плохих детей вырастают все более хорошие родители?

И дай Бог нашим детям найти себя в этой жизни и не стать очередным ПОТЕРЯННЫМ ПОКОЛЕНИЕМ.