ЗАРКУ. ОТКРЫТИЕ МАДЕЙРЫ.

    «Как прекрасна жизнь, между прочим и потому, что человек может путешествовать!

"Cogito ergo sum– путешествую, следовательно , наслаждаюсь, перевёл я на этот раз знаменитое изречение,…не зная на что смотреть: на виноградники ли, на виллы, или на синее небо, или на океан. Мне казалось,…что судьба нарочно послала нам грозные, тяжёлые и скучные испытания, крепкий, семь дней свирепствовавший  холодный ветер и серое небо, чтоб  живее тронуть мягкостью воздуха, тёплым блеском солнца, нежным колоритом красок и всей гармонией волшебного острова, которая связует  здесь небо с морем, море с землёй – и всё вместе  с  душой человека» (И.А.Гончаров. Фрегат «Паллада»)

      18 января 1853 года в бухту Фуншала вошла русская военно-морская эскадра под командованием вице-адмирала Е.В.Путятина, выполняющая дипломатическую миссию к берегам Японии. Личным секретарем вице-адмирала был  известный русский писатель Иван Александрович Гончаров, который  впервые, заменив  в последний момент поэта А.Н. Майкова,  покинул берега своей родной Волги. Он вёл судовой журнал, писал путевые заметки, которые впоследствии опубликовал под названием «Фрегат «Паллада». Так Россия официально открыла  для себя Мадейру.

     Благословенная Мадейра… Сокровище Португалии! Изумруд, брошенный  в воды Атлантики. Сплошь покрыт зеленью: горные пики - вечнозелёными огромными деревьями, террасы с плодородной землей, сбегающие к океану и изрезанные морем скалы украшают вечноцветущие растения….А сколько легенд сложено об этом острове - не счесть! Но есть одна, которую передают из уст в уста  сотни лет, которая  послужила сюжетом многочисленных литературных и музыкальны произведений, произведений живописи, была в тысяче вариантов использована в фольклоре….

                                                                ЛЕГЕНДА.

       Во времена английского короля Эдуарда III ( 1327-77 г.г.) жил в Лондоне молодой шотландец плебейского происхождения по имени Роберт Маши. И полюбил он красавицу Анну Д’Арфе из  богатой  и знатной семьи. Когда родители Анны узнали об этом, они  принудили дочь  немедленно выйти замуж за  очень богатого человека служившего при дворе. Разрешение на брак Анны и придворного было получено от самого короля. Полные надежд и любви молодые люди были разлучены. Но Роберт, чувствуя, что рушатся все его мечты и надежды, поддерживаемый своими  жаждущими приключений  друзьями, решил выкрасть Анну и бежать. Она была согласна. И вот, в одну из ясных и тихих ночей, Анна и Роберт отплыли из Бристоля на парусном корабле во Францию. В первые дни путешествия море было спокойным и вселяло в души влюбленных веру в успех. Неожиданно налетел  жесточайший шторм. Не было видно ни луны, ни звёзд - только гигантские волны захлестывали небольшой кораблик. Ужас, безнадёжность, паника…  Но  по прошествии нескольких дней, наконец, наступило ясное утро! И, о радость – земля на горизонте! Это было просто чудом - их ждал зелёный прекрасный остров!

      Высадились на берег и замерли, поражённые дикой красотой этой земли – спасительницы. Редкостные деревья и земля, усыпанные  дивными цветами ,хрустальные ручьи, сбегающие с гор, заворожили беглецов, заставили забыть пережитой страх, и вновь в их душах поселилась надежда. Они  разбрелись по острову в поисках пищи, а когда вернулись к берегу - увидели пустую бухту и уносимую ветром и волнами в открытый океан свою каравеллу.

Между тем, людей,  оставшихся на острове, охватило отчаяние. Анна впала в меланхолию, тяжело  заболела и вскоре умерла. Преодолевая тяжкие страдания, юноша похоронил возлюбленную и водрузил на её могиле крест из кедра.

     Печаль, тоска, одиночество настолько овладели Робертом , что через какое-то время он умер на руках своих товарищей. Они  похоронили Роберта в одной могиле с Анной. На кресте написали их имена и просьбу к тем, кто когда-нибудь будет жить на этой земле, воздвигнуть над месте  захоронения  Анны и Роберта небольшую капеллу или церковь, что и было  сделано впоследствии. Существующая  до наших дней самая первая церковь, построенная на Мадейре монахами – францисканцами, называется капеллой Христа, или капеллой Чудес, а первое поселение на острове назвали в честь Роберта Маши – Машику.

     Это легенда. И, всё – таки, в одном из  научных изданий  утверждается, что  история эта – подлинная.

                                                        ... И  БЫЛЬ.

     Можно ли говорить об открытии португальцами Мадейры? Во всяком случае, когда  они сами говорят об этом событии, употребляют слово  «redescoberta», которое обозначает на русском языке  «вновь открытая». Дело в том, что о существовании в океане островов Мадейра, Азорских, Канарских мореходам было известно задолго до прихода туда португальцев. Эти острова даже были нанесены на старинные испанские карты, а  острова архипелага Мадейра были и поименованы. Так, остров Мадейра назывался Легнам, Порту-Санту – Санту Кристи, необитаемые острова Дезерташ – Дезерте. Известно, что  и арабы доходили до этих широт ещё в  XIвеке. Но дело было в том, что эти острова лежали далеко от основных морских дорог того времени.

     Известно, что  в течение веков почти вся территория Пиренейского ( Иберийского) полуострова находилась под гнётом мавров -  арабов, населяющих северную часть Африки. К началу XV века почти вся территория современной Португалии  в результате непрекращающихся войн была освобождена от врага, и главной целью португальцев было дать бой своим извечным врагам на их собственной земле.

И, по возможности, «отхватить» лакомые кусочки этой земли, вывезти в Португалию зерно и золото, необходимое им  потому, что  демографическая обстановка в стране была такова, что та земля, которой  они владели, не могла прокормить всех на ней  живущих. В 1415 году  была завоевана Сеута, первое «приобретение» португальцев,  которая принадлежала  им до 1460 года.  

     Португальцы всегда жили у океана. Это маленькое государство было буквально прижато к нему  их грозным соседом Испанией. Но далеко заплывать не решались, так как знали, что это «океан Тьмы» (так назвал великий Данте в своей «Божественной комедии» Атлантику) и тот, кто уходит туда, никогда не возвращается обратно.  Но вся Европа читала  читала  «Книгу» Марко Поло и восхищалась  описанными в ней  путешествиям венецианских купцов которые в XIII веке наземным путем   достигли Китая, побывали на островах Ява, Цейлон, Суматра, Мадагаскар. Там, за семью морями, есть земли богатые тем, чего так не хватало  европейцам. И ,главное, что ценилось дороже, чем  золото – пряности. И сказочная Индия… Попасть морем в эти земли можно было через Красное море, но путь был закрыт османами. И вот идея обогнуть Африку и, может быть, найти пролив между двумя океанами  завладела мыслями португальцев. Дух авантюризма  вообще был присущ их характеру, кроме того, в начале XVвека они были готовы выйти в океан на поиски новых земель.

Первый хозяин Мадейры - инфант Дон Энрике или Генрих- Мореход, как называла его вся Европа, сын короля Португалии Дона Жуау  I, создал в г. Сагреш первую мореходную школу, куда собрал всех лучших навигаторов, картографов, географов, астрологов,  и где стали обучать молодых людей искусству мореплавания. К тому времени  у португальцев уже были каравеллы, способные плыть против ветра.

     И еще одно важное обстоятельство. Дон Энрике, принц Сагрешский, был кроме всего прочего апостольским администратором Христова Ордена. Одной из целей войн с арабами - борьба с Исламом и пропаганда идей  христианства, т.е. попытка повторить Крестовые походы, которые ранее потерпели  неудачу. Поэтому на парусах португальских каравелл всегда был нанесен символ веры, эмблема Ордена Христа – крест.

     «История отнюдь не творит непрерывно. В этой мастерской Господа Бога (как называл Историю великий Гёте) события протекают медленно, нанизываясь по звену на цепь, которая тянется сквозь тысячелетия…  И вдруг возникает момент когда в относительно короткое время происходит так много событий и такой важности, что меняют жизнь как одного человека, тысяч и миллионов людей, так и всего человечества в целом... Звездные часы человечества… Потому как светят они нам сквозь тлен и забвение…» (С.Цвейг).

     Португальцы заставили пережить всех живущих на Земле эти «звездные часы», так  как открыли для них « другой Мир». И началом их великого подвига было открытие Мадейры.  Из маленького государства Португалия в результате  превратилась в самую большую колониальную державу!  Мадейра была первая территория ,находящаяся вне пределов Европы. Таким  образом, границы Европы были расширены, и новая земля была христианской. 

     Случилось это в 1418 году. Жуау Гунсалвеш Зарку  вышел в море и направился к африканскому берегу сражаться с маврами. Его корабль попал в жесточайший шторм, и его буквально вынесло на какой-то остров, что  спасло великого навигатора и воина. В честь своего чудесного спасения он назвал этот остров Порту Санту (Святой  Порт). Зарку и его люди  пристально вглядывались в океан. Не было сомнений, что недалеко был берег, может быть, высокая скала, может быть, мыс…но, без сомнения , земля…Земля!

       Зарку  спешно отправился в обратный путь,  чтобы доложить королю и инфанту Дону  Энрике о том, что открыли новые земли. Год следующий собирали экспедицию. В 1419 году три каравеллы под командованием трёх отважных капитанов, Жуау Гунсалвеша Зарку, Триштау Ваш Терсейры и Бартоломеу Периштрелу , вышли в океан. С ними были люди пожелавшие жить и работать на новых землях. Для того , чтобы вершить моральный суд- монахи ордена  Святого Франциска. Взял, говорят, Зарку людей из числа заключённых, не замешанных в преступлениях против веры и убийствах. А также захватили всё, что требовалось для обустройства на новом месте. Работа предстояла адова!  Мадейра  это скала, пришлось выдалбливать в базальте террасы, засыпать  их землёй и потом уже сеять зерно. Но земля сполна вознаградила этих тружеников,  давала урожай в 60 раз превышающий посеянное.

      Прибывали люди. На каравеллах, пиратских парусниках, на военных кораблях и пароходах. Заселяли острова, обрабатывали землю. В течение  пяти веков возводили храмы и дворцы. Прокладывали дороги, пробивали туннели и левады. Строили усадьбы и обзорные площадки, фабрики по производству сахара из  тростника, мосты, электростанции, отели…

 

      Прибывали и уезжали, возвращались навсегда или на время, но  каждый раз их было всё больше и больше.

       На торговых судах, на трансатлантических лайнерах, на яхтах, на самолётах. Уже не только из Лиссабона, как корабли первооткрывателей – со всего мира!

        «Я глядел всё назад, на остров: мне хотелось навсегда врезать его в память… Я обернулся на Мадейру в последний раз: она вся закуталась, как в мантию, в облака, как будто занавес опустился на волшебную картину…» ( И.А.Гончаров «Фрегат «Паллада» ).