О проблемах социалки

На модерации Отложенный

В мировом хозяйстве не бывает произведено ничего лишнего. Всего нужно примерно определенное количество и больше не нужно. При переизбытке изготовленного, дальнейшее производство прекращается, поскольку прекращается спрос. Если повышается производительность труда, то есть количество изготовленного на одного работника, то это приводит только к сокращению численности работников, занятых непосредственно в производстве. Остальные либо заняты в обслуживании основных работников, либо живут на пособие по безработице. Рост производительности поглощается сферами обслуживания, управления и контроля – они растут. Производство избыточных ценностей способствует росту бесполезных потребностей. И растет число занятых обслуживанием этих потребностей. А обслуживать можно по разному – как официально, так и неофициально. Но это все равно часть общественного производства и потребления. Поэтому, государственное социальное страхование должно распространяться на всех без исключения граждан данного государства.

            В настоящее время ни одно государство мира не способно удовлетворить все материальные потребности каждого человека. Зато государство способно удовлетворить минимальные потребности. Как только оно становится неспособным и к этому, совершается революция, или хотя бы кардинальная смена власти.

А все, что выше прожиточного минимума в любом случае распределяется не поровну, а по способности каждого взять себе как можно больше. Ограничитель здесь только один - распределять должны только избранные – допустить к распределению как можно больше людей, позволить, так сказать, отобрать и поделить – нельзя, сразу все пропадет. 

Но для допущенных к распределению срабатывает второй ограничитель – неспособность личного потребления более возможного. Неспособность эта или законодательная, или технологическая, или физиологическая. Законодательно – это, например, ограничение по размеру участка и этажности строения. Если участок шесть соток, а этажей не более одного, то дворец не построишь. Технологический ограничитель – стоэтажный дом можно построить, а тысячеэтажный нет – завалится. Физиологический ограничитель тем более понятен – в космос в принципе может слетать любой, у кого достаточно денег, но при этом должно быть очень хорошим здоровье.

Далее. Любой бизнесмен ограничен в своих возможностях состоянием рынка. Каждый на своем уровне. И любой чиновник, допущенный к распределению, тоже ограничен. Тоже каждый на своем уровне. Во-первых, ограничен размером самого объекта распределения. Если муниципальный бюджет состоит из миллионов, то миллиард не распределишь никак. Во-вторых, ограничение связано с необходимостью обеспечивать всеобщий прожиточный минимум – иначе порядок не сохранить.

И вот закономерный результат: Любой чиновник на своем уровне имеет нижний предел в обеспечении всех необходимым минимумом, и максимальный предел в объеме распределения. А стремиться он будет к уровню бизнеса. Если там можно самолет, то и я хочу. Или опустить бизнес ниже чиновного уровня, запретить то есть. И это зависит не от личности как таковой – все люди одинаковы. Поменяй людей на должностях – ситуация принципиально не изменится.

Выход, не считая радикальных, только один – установить гарантированный минимум, одинаковый для всех и отобрать, на сколько это максимально доступно,  возможность произвольного распределения. Тогда основная задача всего чиновничества в социальном плане сведется к всеобщему обеспечению гарантированного минимума для всех. А основная задача большинства противоположная – ограничить для избранного круга возможность произвольного распределения.

Ограничение возможности распределения – процесс долгий и постепенный. Это возможно только за счет развития общественных институтов контроля за властью. А вот установление гарантированного минимума наоборот – процесс достаточно быстрый, поскольку решается на законодательном уровне.

Разберем вот это все на примере пенсий. Чем различаются люди на пенсии? Да ничем. Поэтому и пенсия должна быть одинаковой. Но это именно чисто государственная пенсия. Вот это обязательно и для всех. А все остальное должны люди собирать для себя сами. Это негосударственный пенсионный фонд, банк, страхование. Можно также приобретать недвижимость, ценные бумаги, драгоценные металлы или просто хранить в кубышке. Вот это как раз делается с дохода. Чем больше накоплений, тем более обеспечена старость. Не хочешь – не копи. Так ведь все просто экономически. А если и сложно, то административно. Ведь при такой системе большинство соответствующих чиновников станут не нужны.

Ведь смотрите, что получается. Для работодателя страховые взносы – это налог, как обязательный платеж в бюджет или государственный внебюджетный фонд.

И всегда были налогом, независимо от изменения названия. И поступает он государству в целом. Если отдельные ведомства и связаны законом, так закон этот тоже дело рук государства.

            Что касается досрочных пенсий. В принципе, если достаточно накопил, можно и вообще не работать. Живи на свои накопления и радуйся жизни, например, путешествуй. Но государственную пенсию по факту того, что ты являешься гражданином, будешь получать с момента достижения определенного возраста. Если досрочно выходить на пенсию с работы на какой-то должности, например, военный, спортсмен, шахтер и так далее, то в этом случае работодатель с каждым работником должен заключать контракт, где будет предусмотрено пенсионное обеспечение от досрочного выхода на пенсию до достижения возраста для государственной пенсии. Ушел, допустим, военный в сорок пять лет, вот до шестидесяти пенсия должна быть ведомственной, а с шестидесяти государственной.

            Сейчас есть бюджет пенсионного фонда, судя по разговорам, дефицитный. А всеобщая государственная пенсия должна быть проблемой не конкретного ведомства, а бюджета всего государства. Просто нужно определить сумму единой государственной пенсии, условно скажем, пять тысяч рублей в месяц. Она должна индексироваться с учетом инфляции, но одинаково для всех. Никаких доплат и надбавок за бюджетный счет быть не должно. Это все должно делаться из личных накоплений или доходов конкретный организаций - работодателей.

Тоже самое касается и оплаты больничного листа. Сейчас она поставлена в зависимость от непрерывного стажа. Эта системы была разработана в эпоху развитого социализма, когда все должны были работать официально, иметь трудовую книжку. Сейчас же такой необходимости нет. Больничный  выплачивается из страховых взносов. Причем здесь общий стаж? Если причина в том, что с возрастом люди объективно болеют больше, то и должно быть все завязано на возраст. Например, до 30 лет – 60%, до 45 лет – 80%, далее 100%. Если финансовая нагрузка слишком велика, то можно ограничить максимальный сумму выплат, допустим не более 5000 за календарный месяц или, еще лучше, за каждый календарный день больничного листа, допустим не более 100. Человек официально не работает – никакого больничного у него нет, оплачивать нечего. Зарабатывает мало – претензии к работодателю. Общий трудовой стаж – это пережиток тоталитарного прошлого, сейчас он ни зачем не нужен, поэтому не надо от него ничего рассчитывать. Точкой отсчета для расчетов должно быть наличие государственного страхового полиса - все.

Взносы в фонды обязательного медицинского страхования не персонифицированы, здесь, мне кажется, ничего менять и не нужно. Но опять же это все ведомственная чехарда. Нужно вернуть единый социальный налог. Только без деления на фонды. Просто социальный налог в бюджет.

В общем, мои предложения следующие:

Полностью ликвидировать ведомственную систему распределения. Только бюджет и только через федеральное казначейство.

Изменить статус страховых взносов. Вместо них ввести один налог, который будет идти не в конкретные ведомства, а в бюджет.

Отменить страховую и накопительную часть взносов в пенсионный фонд. Граждане сами должны копить себе на пенсию.

Ввести единую пенсию для всех с определенного возраста, независимо от стажа, должности, дохода и прочего. Просто по факту гражданства и возраста.

Досрочные пенсии должны выплачивать ведомства, где человек работает.

Отменить оплату больничного в зависимости от стажа. Минимальная сумма – и все. Хочет конкретная организация платить больший больничный – со своих доходов.

            То есть общая идея следующая – всем без исключения прожиточный минимум за счет федерального бюджета. Одинаковую пенсию и одинаковую оплату больничного. Все остальное за счет работодателя. Это достигается за счет полной замены страховых взносов одним налогом. Этот налог должен быть полностью единым, федеральным и уплачиваться непосредственно в федеральный бюджет. И администрирование его должно быть предельно простым, как три копейки. Я думаю, что он вообще должен быть не с зарплаты, а с оборота. Как акциз, только для всех. Единую ставку посчитать не трудно, в любом случае это будет сделано один раз.