Личность и спасение
На модерации
Отложенный
Личность и спасение.
Современная жизнь предлагает человеку тысячи и тысячи плотских соблазнов, которые не имеют никакого смысла и никакой ценности для его духовного развития и счастья. По призыву Иисуса плотские интересы должны быть полностью исключены из мотивационной сферы личности и удовлетворяться только на самом минимально необходимом для поддержания плотского существования уровне. Но это – максимальное исключение плотских интересов – опять же от самого человека практически не зависит.
Мне импонирует теория развития личности Абрахама Маслоу. По ней, у человека имеются базовые потребности, определяющие мотивы его поведения. От качества удовлетворения этих базовых потребностей в определённые возрастные периоды зависит и развитие личности. Базовые потребности по своей актуальности имеют иерархию. Вначале идут физиологические потребности: дыхание, еда, питьё, сон. Затем потребность в безопасности: стабильное состояние окружающего. Затем потребность в принадлежности к чему-то большему, что поможет выжить в нестабильном мире: семья, друзья, группа, партия, народ. Затем потребность в любви: понимание, что кто-то заинтересован в твоём существовании настолько, что готов отдать за тебя свою жизнь. Самая высшая базовая потребность в этой иерархии – это потребность в самоактуализации, максимальном развитии и использовании своих психических и физических способностей, данных тебе природой (Богом), в своей жизни. Но до удовлетворения высшей базовой потребности у большинства людей жизнь не доходит, потому что (по А.Маслоу), пока не удовлетворена до некоторого уровня базовая потребность более низкого иерархического уровня, не может стать актуальной базовая потребность более высокого уровня.
Чтобы человек стал развитым в личностном отношении (зрелым, самоактуализирующимся), он должен быть полноценно удовлетворён в определённый период своей жизни (детский и молодой возраст, когда от самого человека практически ничего не зависит) в своих физиологических потребностях, в своей потребности в безопасности, принадлежности и любви. В первый (молодой) период своей жизни, благодаря удовлетворению своих базовых потребностей, человек должен вырасти физически и психически здоровым, овладеть навыками социального функционирования, сделать профессиональную карьеру, создать семью, родить и вырастить детей. При этом он выполнит свою биосоциальную задачу и удовлетворит все свои базовые потребности. У развитой, самоактуализирующейся личности все потребности более низкого уровня становятся уже неактуальными и занимают минимально необходимое место в мотивации её поведения. Не к этому ли призывает и Иисус Христос?
Человек не сразу становится Человеком (с большой буквы).
Даже Бог, вочеловечившись, не сразу смог явить себя Человеком (Всечеловеком). Это стало возможно ему только по достижении определённого возраста (тридцать лет). Божественность Иисуса была определена согласно Библии его необычным зачатием и его последующей жизнью во плоти в течение тридцати лет, во время которой он смог устоять в искушениях плоти (в отличие от обычных людей), будучи изначально предназначенным и нацеленным на выполнение своей духовной миссии в человечестве (в социуме), изначально имевшим высокий духовный потенциал.
Родившийся с определёнными физическими показателями младенец – это чудо. Согласно Библии он является образом Божьим (подобием Божьим он сможет стать только в будущем). Но образом Божьим он может быть только для того, кто имеет понятие об этом, прежде всего для матери и отца. Если представить такого младенца в отрыве от соответствующего микросоциального окружения, то он уже будет кем угодно и даже чем угодно, но не образом Божьим. (Достаточно вспомнить и представить себе различные социальные модели). В этом случае в будущем он вряд ли станет и подобием Божьим. Для становления человека до идеала Человека (Всечеловека Иисуса Христа) обязательно необходима соответствующая социальная среда. Очень показательно в этом смысле начало Нового Завета – родословная Иисуса Христа – сорок поколений(!) праведно живших людей. Если потенциальный человек, младенец, лишён взаимодействия с социальной средой, то он никогда не реализует свой потенциал, не станет даже просто человеком, останется на уровне биологической особи, животного.
Психическая сфера новорожденного является незрелой и представлена в основном только функциональными возможностями, определяющими физическое выживание в окружающей среде, которые работают без участия сознания, которого ещё нет, и которое начнёт медленно выкристаллизовываться в процессе роста и развития ребёнка, став заметным и значимым только годам к трём-пяти.
Если рассматривать психическое развитие младенца с позиции определения удвоения количества его знаний об окружающем, то мы увидим, что оно происходит гигантскими темпами. И, что ещё очень важно – происходит бессознательно, без критического осмысления (коего ещё и не может быть), а просто усваиваясь, запечатлеваясь, впечатываясь в формирующийся головной мозг с интенсивно растущей нервной тканью. Для нормального, здорового, благополучного психического развития крайне важны и необходимы благоприятные физические факторы (уход, питание, температурный режим и т.д.), которые в свою очередь могут сильно зависеть от физического и психического здоровья родителей, которое в свою очередь может быть сильно зависимо от благоприятных или неблагоприятных социальных факторов.
Комментарии