Символический язык Библии
На модерации
Отложенный
Символический язык Библии
Сотворённая за «шесть дней» вселенная, венцом которой является человек, это настолько грандиозный и непостижимый для твари процесс, что в первой книге Библии описать его возможно было только символическим языком. (Использую радиобеседы Е.А.Авдеенко «Чтения по книге Бытия» - лучшей интерпретации пока не встречал). У человечества даже сейчас нет достаточного количества научных знаний (что равно терминологической оснащённости), чтобы достоверно описать существующий мир. Насколько мне известно, существующие научные достижения в познании макро- и микромиров не противоречат, а подтверждают имеющееся в Библии символическое описание творения Мира.
Как формируется мировоззрение человека? Мир человек познаёт посредством себя, посредством своих возможностей чувственных, интеллектуальных и духовных (трансцендентных). При этом одновременно он познаёт и самого себя. Познать самого себя (своё психическое функционирование и мотивацию своей жизнедеятельности) – это значит познать окружающий мир, получить определённое мировоззрение. Тот, у кого развитое и сложное мировоззрение является развитой и сложной личностью.
Для познания основ окружающего мира и, соответственно, самого себя, в настоящий момент я для себя лично открыл Библию. Прочитав её, я пришёл к выводу, что все остальные произведения по поводу мировоззрения и самопознания, научные и не вполне научные из тех, что я прочитал в своей жизни – это только развитие и подтверждение того, о чём в Библии уже написано. Написано символическим языком. Чтобы понимать символический язык, нужно погружение в определённую культурную среду. Усилия нужны для этого и, вероятно, определённые, природой (Богом) заданные биологические параметры функционирования головного мозга. Проще говоря – определённые способности. Я встречался с предложениями не мудрствовать над текстом Библии, а воспринимать его конкретно: «шесть дней – это шесть дней», «дерево – это дерево», «бехемот (в книге Иова) – это динозавр» и так далее. О сложнейшем мироустройстве (включая человека) рассказать вот так, конкретно, невозможно и в наше время, не говоря уже о времени написания Библейских текстов.
Если открыть Библию и начать читать с первых слов книгу Бытия, мы прочтём: «Вначале сотворил Бог…». Что это значит для моего мировоззрения, для познания самого себя? А это значит, что вначале был Бог, и кроме него ничего не было: ни пространства, ни времени, ни вообще мира (и меня в том числе ни в каком виде и ни в какой форме). А Бог, который был изначально, «сотворил». Современная космология и космофизика тоже теоретически может себе представить, что когда-то не было ничего, но произошёл какой-то «большой взрыв», вследствие которого начала быть и развиваться Вселенная. Причину этого «большого взрыва» наука никак объяснить не может, но и не может отрицать, что для «большого взрыва» должна быть какая-то причина.
Что сотворил Бог?
Сотворил «…небо и землю». По интерпретации первых глав книги Бытия православного богослова Е.А.Авдеенко, это символическое обозначение первоматерии, которая в результате творения была двух видов: тонкоматериальный, устроенный ангельский мир (духовный мир) - «небо» и более грубый, неустроенный мир – «земля». Что это означает для самопознания? Мы в последующем прочитаем – человек создан «по образу и подобию Божьему», и мы можем понять, что человек, то есть я, имею отношения и к земному миру и к духовному, так как и Бог проникает в оба и обусловливает существование обоих этих миров.
Ещё это означает, что некоторые вещи в окружающем нас мире мы, кроме как посредством символического обозначения, познать не можем. Символическое мышление, при попытках познать мир в его запредельных, недоступных обычному восприятию формах существования становится для нас очень важным (возможно, единственным) и более адекватным, чем рациональное мышление. В ценности же символического мышления в познании окружающего мира нас может убедить более продуктивная жизнедеятельность, ведущая к более адекватному материальному существованию (материальный плоды) как в индивидуальном аспекте, так и в масштабе всего социума (человечества). В этом меня убеждает моя собственная жизнь, в которой нет никаких материальных излишеств, но есть покой, радость, удовлетворённость жизнью.
Второй стих книги Бытия: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою». Здесь мы узнаём характеристики «земли» − первоматерии. Она «…была безвидна и пуста…», то есть она вообще была не воспринимаема нашими обычными чувствами, если можно было бы представить, что мы там очутились. «Земля» была «тьма» и «вода» − это ещё дополнительные символические обозначения неустроенной первоматерии, из которой будет сотворён наш видимый физический мир. Она безвидна, пуста, темна, текуча, бесформенна. Над ней носился Дух Божий – творческое Божество.
В последующие дни творения Бог творит весь видимый мир и человека в шестой день, как Свой образ и подобие. Творит Он его, как и всех остальных животных «из праха земного», из земли (физической материи). Как и всем животным Бог, «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». То есть, он дал человеку Дух жизни от Себя, подобный Своему Духу. Бог дал человеку Душу, как у животного. До Духа Божия некоторым «избранным» ещё предстояло дорасти в процессе исторического развития всего человечества в течение тысячелетий. Редкие «избранные» получали этого Духа сразу, остальные – только многолетними усилиями.
Если кто-то захочет потренировать свои способности к символическому мышлению, то рекомендую смотреть авторское кино (обязательно все фильмы Андрея Тарковского) и послушать на диске радиобеседы «Чтения по книге Бытия» православного богослова Е.А.Авдеенко, которые продаются в православных храмах.
Комментарии