Ответ украиноязычному украинофобу из Галичины русскоязычного украинофила из Крыма
Игорь Лосев против Остапа Дроздова
Остап Дроздов, автор и ведущий политической программы "Прямым текстом" (телеканал ЗИК), Львов:
- Украина проиграла. Это все, что я могу сказать на 20-м году независимости. Проиграно все стратегические пункты государственности: от маркировки собственной территории к формированию культурно-историко-ментальной общности. Я Украины расцениваю как номинальной, формальное государство. Она есть и ее нет. Восточной границы нет. Гривна - рекордно девальвирована (следовательно зарплата - в долларах, доходы - в евро). Флаг - вверх ногами, как однозначно утверждает наука вексилологии. Украинский язык - декларативно государственный, а в действительности в употреблении отсутствует в целых регионах. Церквей - четыре, не считая сотен харизматических движений. Ни одного современного украинского кино, ни общенационального телеканала, ни одной мультипликации. 7000000 Украинская счастливы, что уехали прочь, и любят Украину только на Рождество и Пасху. Ничего солидарного святого - даже Голодомор признается безапелляционно ... Зато полные штаны патриотизма, национального пафоса и ненависти неизвестно к кому
20-я годовщину мы отмечаем, находясь в самой низкой точке процесса государственного строительства. Ниже нет уже ничего - лишь безгосударственность. Фактически державотворчество в Украине заморозилось до неопределенного срока. И этот анабиоз надо использовать как идеальную клиническую картину для установления диагноза. Я точно могу указать, какой Украина уже никогда не будет. Во-первых, всем "живым и нерожденным" надо признать, что Украина никогда не станет классической национальным государством. Следовательно особой злокачественности приобретает допотопный тезис "Украина - для украинцев", который отбрасывает страну на столетия назад. Украина уже никогда не будет украинской в узкоэтническом понимании. Исповедовать такие примитивные тезисы - это то же, что в зал Совета Европы въехать в вышиванках с селедкой на голове и на подводе. Не понимать это могут только бессильные люди, которые узконационалистические тезисы исповедуют в позе вечно обиженного.
Так же Украина уже никогда не будет сплошь украиноязычной. Сейчас Украина - типично двуязычная страна, граждане которой имеют другой родной язык, и это святое. Поэтому любая украинизация будет равна той же насильственной русификации, ведь украинский язык, будем откровенны, лег под сильный, более престижный, русский. Двуязычие я, украиноязычный галичанин, расцениваю как единственный путь украинского языка проникнуть в русскоязычную часть Украины. Ибо в ранге апломбно-единодержавного украинский язык становится там скорее бумажной.
На 20-м году независимости также следует признать и то, что украинцы фактически потеряли свою субъектность в создании государства. Перефразируя Пахлевскую, Украина все малила и малила, а патриоты спокойно читали газеты и обсуждали на кухне. Господа, Украину уже давно никто не строит. Махание флагами на митинге - это разновидность преступления против народа, ибо, как показывает западноукраинская практика, нет ничего циничнее, как большой патриот у власти. Он так ценит Украину, что "таксы" за решение земельных и коммунальных вопросов подскочили пропорционально количеству слов "Бандера" и "национальная идея" во время сессии горсовета. Считаю, что Украина - наш общий дом, уже построенный, заселенный и обжитой. Я бы назвал наш дом так: экспериментальное политическое государство без этнического, национального заземления, с частичными оазисами аутентичной украинскости кое-где. Если кто хочет иметь украинскую Украину, то должен немедленно отстаивать конфедеративное устройство, которое позволит зафиксировать украинство в своем ареале. Выбор, конечно, есть: наблюдать за скоростной ассимиляцией Украины в недо-Украину - чтобы стремглав спасать те оазисы украинскости, которые еще можно спасти. Ну а если вы адепт соборности от Сяна до Дона, то извольте принять Украину такой, какой ей суждено быть, а именно: не только украинской. И слегка искусственной. Более половины украинцев не знают ни слов гимна, ни года принятия Конституции, ни стержневых исторических фигур. Та же большинство украинские проголосует против независимости Украины, если такой референдум был бы в следующее воскресенье. Господа, пора перестать играть в самообман и писать пафосные статьи для узкого круга единомышленников, а наконец вслух сказать: в природе не существует той воображаемой, идеальной, эдемной Украины, похожей на картинки в брошюрках свидетелей Иеговы, где повсеместно - правильные украинцы, счастливы , украиноязычные, с цитатами Мазепы и Михновского на устах, с Линой Костенко в руках, с арийской кровью в жилах и гривневым депозитом в банке "Украина". Такой Украины - желанной, желанной, стерильной - нет и не будет. И в этом наше огромное преимущество, ведь есть уникальный шанс утверждать Украину как благосклонную, до слез родную всем ее обитателям страну, в которой не будет гегемонии чего-то одного. Этакий полигон показательного сосуществования и толерантности. Следующее 20-летие невольно будет посвящено именно этому - утверждению прото-федеративной Украины как политического государства с политической нацией на принципах сожительства разных и даже антагонистических мировоззрений. Украина -одинаковая, однотипная, моно-Украина не состоялась. Шансы потеряны. Поэтому нужно идти дальше - в третье тысячелетие, а не врастать бездействовать мечтами в XIX столетие.
Напоследок я хотел бы отметить, что украинская нация (как этнос) демонстрирует уникальную слабость и неспособность быть маховиком своей собственной истории. Майдан 2004 года был последним в истории гражданским актом половины страны. Все последующие акты уже никогда не будут гражданскими, а некими желудочно-социальными. В защиту зарплаты, пенсии, денег, цен на продовольствие - да, но в защиту свободы, собственного гражданского достоинства или языка украинский не встанут. Власть будет меняться с нынешней на предыдущую (и так до бесконечности), но не на качественно новую. Иногда смотрю на общественные деградацию и убеждаюсь: учитывая то, как люди относятся к самим себе, к стране, к ближнему, к чести, к природе, к ближайшему пространству, к деньгам - мало кто заслуживает на достойную жизнь. Самая низкая точка продолжается. Ее нужно не только пережить, но и сделать выводы. Иначе мы надолго здесь застрянем.
На Игоря Лосева, доцента кафедры культурологии Киево-Могилянской государственной академии, политолога, публициста, журналиста, кандидата философских наук текст произвел неизгладимое впечатление:
Вспомнились строки Владимира Высоцкого: "Если правда оно, ну, хотя бы на треть, остается одно: только лечь, умереть".
Львовский эксперт поведал, что Украина все проиграла и прошедшие двадцать лет следует назвать "пропащим временем". Украина - это, оказывается, реально не существующее государство, оболочка без содержания, мираж, чья неудачная выдумка. И границы на востоке нет (он есть на карте, он делимитирована, но не демаркирована на местности), и флаг не такой, и гривня "рекордно девальвирована" (и 1 доллар за 8 гривен - это вовсе не самая девальвация в современном мире).
Остап Дроздов не только подвел итоги, но и озвучил ряд предсказаний: "Я точно могу указать, какой Украина уже никогда не будет. Во-первых, всем" живым и нерожденным "нужно признать, что Украина никогда не станет классической национальным государством". Жаль, что господин Дроздов не привел пример "классической национального государства", поэтому трудно судить, что он подразумевает. Например, Франция подпадает под такое определение, или нет? А Италия? А Польша? А Венгрия? А Швеция?
Львовский эксперт пугает лозунгом, который никогда, к сожалению, не воплощался в Украине в жизни: "Украина - для украинцев". Я спрошу: а если не для украинцев, то для кого? Для какой- либо этнической, национальной, конфессиональной общности? Кстати, антитезой призыва, что испугал господина Дроздова, может быть только этот: "Украина - не для украинцев".
Между тем, можно несколько успокоить львовянина, если напомнить ему данное М. С. Грушевским определение украинцам, которое сводится к тому, что украинец, - всякий, кто живет в Украине, любит Украину и работает для Украины.
Проблема не в качестве украинском,а в антиукраинской политике
Высказался эксперт по вопросам языка: "... Украина уже никогда не будет сплошь украиноязычной". Что подразумевает автор - загадка. Германия - сплошь немецкоязычная? Потом господин Дроздов переходит к конкретике, требуя государственного двуязычия, поскольку русский язык "престижнее, статуснее" и как аргумент приводя тот факт, что лично он - "украиноязычный галичанин". Как бывший русскоязычный, а ныне украиноязычный севастополец, на основании собственного крымского опыта могу со всей определенностью сказать, что государственное российско-украинское двуязычие с железной неотвратимостью приведет к тому, что украинский язык не только не появится в Крыму, но и в исторически близкой перспективе исчезнет и в Галичине. Дроздов отождествляет естественную украинизацию с принудительной русификацией, которая имела место в Российской империи, СССР, да и в нынешней Украине идет полным ходом. Закрытие украинских школ в Донбассе и радикальные протесты родителей школьников - последний по времени факт.
Престиж и статус языка является следствием не его особенностей, а государственной политики. Было время, когда вследствие языковой политики Вены в Австро-Венгрии непрестижным был чешский язык, но все принципиально изменилось с возникновением независимой Чехословакии. Другое дело, что за все 20 лет независимости Украины у нас не проводилось последовательной политики, направленной на повышение престижа и статуса украинского языка. Зато усилия (как местные, так и "импортные") в противоположном направлении были колоссальными. Пусть господин Дроздов ответит мне, какой орган в Украине отвечает за развитие и распространение украинского языка? А сколько средств выделяется на поддержку украинского языка? Маленькая Ирландия, население которой равно по количеству населения Львовщины, много лет выделяет на возрождение ирландско-кельтского языка сотни миллионов евро. В соседней России, где ничего не угрожает русскому языку, есть одноименная государственная программа, которая финансируется в рамках миллиардов долларов. Российская верхушка еще более вороватая, чем наша, но за 500 лет у нее сформировалось то, что отсутствует у наших начальников, - государственнический рефлекс. А этот рефлекс обеспечивает понимание важных обстоятельств. Кстати, вышеназванная программа "Русский язык" ориентирована на иностранные, преимущественно соседние государства, с целью сформировать, сохранить и укрепить там зоны русфонии, ибо, как сказала Людмила Путина, "Россия всюду, где говорят по-русски".
Следовательно, не украинский язык надо прятать, а недоукраинскую и антиукраинскую политику в Украине, что пагубно сказывается на всей нашей жизни, в том числе и на украинском языке.
Следующий призыв Остапа Дроздова - "конфедеративная Украина". Ранее оппонент довольствовался федерацией. А конфедерация - это совокупность практически не связанных между собой государств, находящихся в неустойчивом временном союзе с целью решения каких-то общих задач. Решили задачу - и разбежались, кто куда. Иногда господин Дроздов позволяет с страстной убежденностью говорить неправду. Например: "... большинство украинцев проголосует против независимости Украины, если бы такой референдум состоялся в следующее воскресенье". Даже в самых радикальных данных, представленных Институтом социологии НАНУ, людей, которые высказались против независимости Украины, насчитывается около 28%. Это много, это угрожающе много, но это не большинство.
Я понимаю, что наша "толерантность" питается идеалами безграничной свободы слова. "Пусть, как сто цветов, расцветают сто мнений», - призвал в свое время Мао Цзэдун. Но на этом уже многие сломал себе шею. Например, в УНР во времена Винниченко предоставляли все возможные трибуны большевистским агитаторам. А потом безбрежная свобода куда-то исчезла. Вместе с УНР ... В 1930-е годы в Чехословакии оказывали трибуны пятой колонне. И потом либерализм и свобода куда-то исчезли. Вместе с Чехословакией ...
Пятой колонне в Украине грех жаловаться. Она снабжена трибунами и рупорами значительно лучше, чем патриотически настроенные граждане. Не стоит нам забывать о печальном опыте УНР и довоенной Чехословакии.
Зная ход мыслей моих потенциальных оппонентов, превентивно заявляю: господа, только не сравнивайте Остапа Дроздова с Иваном Франко. Великий Каменяр никогда не выжимал из себя украинца.
Комментарии
ишол кацап - зубами цап!!!
ишел кацап - зубами цап!!!