Мой Екклесиаст. Мудрость или секс?
На модерации
Отложенный
Не единыжды на наших семинарах кто-то из "знатоков" навязывал дискуссию о том, что знание - это не сила, знание это - ЗЛО! При этом часто ссылались на Библию и какого-то Екклесиаста. Библию тогда было трудно достать и все эти ссылки ходили "на слуху". Но я всем своим девственным нутром чуял, что-то тут не так... Ну, неужели библейский мудрец может абсолютизировать такое утверждение?! Пришло время и я получил возможность, с карандашиком в руках, поработать над Первоисточником.
СПРАВКА. Как известно, Библия состоит из "Ветхого" и "Нового" Заветов. Славянская и Русская Библия насчитывают пятьдесят книг Ветхого Завета и двадцать семь книг Нового Завета.
Тридцать девять книг Ветхого Завета считаются каноническими, т.е. признанными ВСЕЮ Церковью в качестве б о г о д у х н о в е н
н ы х, то есть заключающими в себе высшую Божественную истину, правила и образцы веры, в отличии от одиннадцати остальных "неканонических", то есть только назидательных и полезных. Все двадцать семь новозаветных книг полностью считаются каноническими. И ВСЕ это - Библия. Нельзя, скажем, быть верующим и чтить не всю Библию, а только Новый Завет, или какую-то одну книгу из Него. Тем более, когда речь идет о книгах богодухновенных!
Книга Екклесиаста, также как и Притчи Соломона. и Песнь Песней - являются книгами каноническими (богодухновенными). Екклесиаст, сын Давидов, царь над Израилем в Иерусалиме, человек проживший большую и интересную жизнь, делится с читателями своим опытом и своими мыслями о возможности земного счастья и какой путь человеку следует избрать, "чтобы избежать несчастий и разочарований и достичь на земле состояния душевной уравновешенности и нравственного покоя."
"Суета сует, - сказал Екклесиаст, суета сует, -
все суета!"
Еккл. 1,2
Так начинается повествование. И далее, действительно:
"И предал я сердце мое тому, чтобы познать
мудрость и познать безумие и глупость; узнал,
что и это - томление духа; потому что ВО МНОГОЙ
МУДРОСТИ МНОГО ПЕЧАЛИ; и КТО УМНОЖАЕТ
ПОЗНАНИЯ, УМНОЖАЕТ СКОРБЬ." (Курсив наш, В.М.)
Еккл. 1,17-18
Вот Он, милые знатоки, оригинал из Первоисточника. Нет и не было здесь термина "зло"! А в остальных понятиях давайте, хотя бы немного, разберемся...
СПРАВКА. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова "Толковый словарь русского языка", Москва. "Азъ", 1994:
"томиться"... мучиться, испытывать тягость от чего-н., с.790;
"мудрость"... глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт,с.790;
"мудрый" ... 1.обладающий большим умом... 2.Основанный на
больших знаниях, опыте., с.790;
"скорбь" ... крайняя печаль, горесть, страдание., с.714;
"страдание".. физическая или нравственная боль, мучение., с.760
"страдалец".. человек, который много страдал, страдает., с.760.
... Разве можно страдания Иисуса Христа или Святых мученников отнести во зло? Разве можно говорить о мудрости, не подразумевая накопление знаний и знания вообще? Ну, а скорбь и страдания... человек может страдать от всего - "все суета!" И Екклесиаст, исходя из своего жизненного опыта показывает нам это. Да, действительно: величие и богатство, веселье, даже труд - суета!
"Потому что все дни его - скорби, и его труды -
беспокойство; даже и ночью сердце его не
знает покоя. И это - суета!"
... Не во власти человека и то благо, чтобы
есть и пить и услаждать душу свою от труда
своего. Я увидел. что и это - от руки Божьей..."
Еккл. 2,23-24
"Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
время рождаться, и время умирать; время насаждать
и время вырывать посаженное; время убивать, и
время врачевать; время разрушать, и время
строить;
...время плакать, и время смеяться; время
сетовать, и время плясать; время разбрасывать
камни, и время собирать камни; время обнимать,
и время уклоняться от объятий; время искать и
время терять; время сберегать, и время бросать;
время раздирать, и время сшивать; время молчать,
и время говорить; время любить, и время
ненавидеть; время войне, и время миру."
Еккл.
3,1-8
Заметте, однако, что не смотря на то, что труды наши человеческие - беспокойство и тоже суета, Екклесиаст, все же,
именно в этом видит альтернативу:
"Итак увидел я, что нет ничего лучше, как
наслаждаться человеку делами своими: потому что
это доля его; ибо кто приведет его посмотреть
на то, что будет после него?"
Еккл. 3,22
"Двоим лучше нежели одному, потому что у них есть
доброе вознаграждение в труде их: ибо если
упадет один, то другой поднимет товарища своего.
Но горе одному, когда упадет, а другого нет,
который поднял бы его."
Еккл. 4,9-10
Но, труд сам по себе, для Екклесиаста не самоценен, потому что есть зло! И только добрые дела и наслаждение добром, доброе имя человека - "лучше дорогой масти", ибо:
"Все труды человека - для рта его, а душа его не
насыщается."
Еккл. 6,7
И, все же, не все так просто с добром и злом...
"Нет человека праведного на земле, который ДЕЛАЛ
БЫ ДОБРО И НЕ ГРЕШИЛ бы..." (курсив - наш, В.М.)
Еккл. 7,20
Вот, ведь, какая диалектика получается! Куда не ткнись - кругом сплошные томление, печаль и скорбь! Где же истинный Путь? И в чем смысл нашей грешной жизни?
И, вот, здесь, Екклесиаст делает удивительный реверс - не смотря на такое грустное начало своего повествования: "... во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь..." - он УТВЕРЖДАЕТ:
"Кто как мудрый, и кто понимает значение вещей?
Мудрость человека просветляет лице его, и
суровость лица его изменяется."
Еккл. 8,1
"И сказал я: "Мудрость лучше силы, и однако же
мудрость бедняка пренебрегается, а слов его не
слушают". Слова мудрых, (высказанные) спокойно
выслушиваются (лучше), нежели крик властелина
между глупыми. Мудрость лучше воинских орудий;
но один погрешивший погубит много доброго."
Еккл. 9,16-18
Вот и подошли мы в своих исследованиях к заключению. Дорогие братья и сестры! Не отвергает Екклесиаст знания и не видит в них зло! Наоборот, не смотря на все наши печали, грехи и скорби, "суету сует", именно через знания, опыт, труд во благо и добрые дела мы необходимо должны приходить к мудрости...
"Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще
народ знанию. Он (все) испытывал, исследовал, (и)
составил много притчей. Старался Екклесиаст
приискивать изящные изречения, и слова истины
написаны (им) верно. Слова мудрых - как иглы и
как вбитые гвозди, и составители их - от единого
пастыря."
Еккл. 12,9-11
Комментарии
Спасибо! Ждем Вас в сообществе: "Способности и возможности человека" в Гайдпарке...
И еще. Есть в этой книге и большая печаль. И мы эту печаль хорошо чувствуем.
Спасибо за отклик! Приглашаем к участию в работе нашего сообщества "Способности и возможности человека", в Гайдпарке...
Кому нравится не искать,- пусть не ищет, не хочешь скорбей,- не знай.
Типичный подход полковника гэбиста.
Можете сравнить с текстами Лао Цзы или Шакьямуни, если не верите,- там подобного вранья нет.
А обижаются только те, кому есть на что.
И Будду сюда же. Вот он точно обидится. К тому же он все-таки моложе Экклезиаста. Несомненно - Кохелет, Лао Цзы и Шакьямуни все-таки не для Вас.
В любом случае, спасибо за отклик. С Лаосизмом знаком, но , еще раз посмотрю тексты Основателя. Спасибо!
Спасибо, Слава!
Вот когда вы сами или хотябы ваше учение проживет будоража умы ну хоть 1 тысячу лет, тогда и поговорим если я сделаю тоже самое.
Только это утверждение: „Нельзя, скажем, быть верующим и чтить не всю Библию“ не могу полностью принять. Каждый верующий человек достигает веры и поддерживает её по-своему. Чтение Библии – не единственный (и не главный, хоть и важный) способ постичь Бога. А и Библия – не единственная священная книга. И не всё в ней одинаково важно для всех.
Комментарий удален модератором
Впервые слышу, чтобы библия была славянская.
Может синодальный перевод?
Дзело (дз). Означает не только весьма, сверх, много, но и то, что находится сверх нашего понимания; за гранью нашего сознания и воображения; то, что нам еще не ведомо и то, что мы еще не познали. Иначе говоря, всё находящееся вне рамок восприятия. Оно, как бы, взаимосвязано, проистекает (существует), но для понимания оного необходимо подниматься над самим собой сегодняшним, т.е. развиваться. Оно, как таковое, не закрыто для нашего понимания, оно само также должно развиваться опережающими темпами, чтобы превосходить наш завтрашний уровень познания. «Есть» - наша форма Бытия численно обозначается 5. А то, что находится за гранью пяти, что «сверх того», что в данный момент пусть и на единичку превосходит действующий уровень – числовое значение - 6.
Sло в ведическом понимании не абсолютно, это есть незнание, невежество. Прописанное разными буквицами, это слово имеет и разный смыслообраз:
SЛО - непознанное людьми что-то оно (структура, объект) .
SЛW...
Есть так называемый "опыт чистого разума", заключенный в библейских фразах, отражающий тот или иной феномен сознания. К примеру:
- и узри ослица ангела божия
- собака всегда возвращается к своей блевотине
и т.д.
Весь Библейский миф достиг своего апогея с распятием Иисуса Христа, его Воскресением и стал универсальным.
Толкователи этого мифа, как правило утрудняют его понимание, с тем, чтобы конролировать его адептов, не способных самостоятельно мыслить.
В те времена не было такого понятия, как информация. Ясное дело, что информация калечит, ее невозможно все время накапливать, а ставший на этот путь , как и всякий эрудит окажется в тупике. А вот знания истинные лечат. И знания эти очень просты и доступны так, как только возможно, но испольнить их каждому конкретному человеку довольно сложно. Типичная ошибка - автор заблудился в двух соснах, как его кумир Еклезиаст и нас зовет в тоже болото.
Именно в реализации этого и безсильна наука. Но об этом и говорил еще Платон: трансцендентальное нам доступно, а трансцендентное нет.