Совковое хамство как «особая духовность»

Есть у совков один пакостный миф. Пожалуй, один из самых пакостных в череде многочисленных совковых мифов, призванных оправдывать совковое свинство и хамство именуя оное "особой духовностью". Миф о том, что де на богомерзком Западе все искусственное, все притворяются - мол, все эти улыбочки, вежливость - все это ширма да фальшь сплошная. А вот в Совке - нахамят, в рожу плюнут - зато от души, честно.

Это, разумеется, глупость. Потому как "улыбаться искусственно" - довольно проблематично. Потому как "психосоматика". Есть, например, правило "пяти жестов" - если оратор делает в среднем пять гневных жестов во время выступления - он входит в гневное состояние. Когда человек радуется - он улыбается. Верно и обратное - если человек улыбается, у него поднимается настроение. Психологический факт.

Впрочем, основные претензии начинаются не тогда, когда совку улыбаются в магазине - хотя, конечно, у человека, которому всю жизнь в магазине хамили, улыбка продавщицы вызывает когнитивный диссонанс. Претензии начинаются тогда, когда, видя доброжелательное отношение, совок начинает думать, что может чего-то требовать. Сколько раз я, например, слышал – «вот, соседи у них улыбаются, а если батон хлеба у них попросишь, так...». Да, когда у малознакомых европейцев просят батон хлеба - у тех самих случается когнитивный диссонанс. Потому что магазин за углом.

На самом деле, вся эта совковая - якобы - взаимопомощь по вопросам хлеба, сахара и соли - это не какая-то особенная доброта и кротость. А банальное неуважение к чужому личному пространству (ну, еще дефицит, собственно, упомянутых продуктов). Оборотная сторона подобного общинного образа жизни - это мелкое и крупное стукачество на тему того, кто с кем спит и выключает ли свет в уборной.
Совки застряли в своем развитии между родоплеменной крестьянской общиной и нормальным цивилизованным обществом - коллективизм, коммуналки etc. К этому добавляется то, что совковое государство самих совков за людей никогда не считало, было от них отделено колючим забором, и совкам приходилось группироваться - в том числе и против своего же государства. Никакого понятия о privacy у совков нет - поэтому сегодня совок клянчит у соседей соль, а завтра сует свой длинный нос в их личную жизнь. Потому что – СОВОК!

Перманентное хамство тоже непосредственно связано с отсутствием privacy и личного пространства (на котором, кстати говоря, во многом базируется цивилизация). В коммунальной общине каждый считает, что вправе учить жизни всех окружающих - и делает это в той мере, в которой ему позволяют это делать. Если получает в ответ по носу - отстает, а если нет - продолжает наседать.

Хамство - это процесс, в котором участвуют двое - один хамит, второй - позволяет хамить.

И последний виноват в таком положении дел не менее, чем первый.

Есть у человека определенные хищнические инстинкты - впрочем, называть человека хищником неправильно, биологически человек - всеядный падальщик. Есть инстинкты стайные - доминирования/подчинения. Если один человек занимает психофизиологическую позицию подчиненного - а это сгорбленные плечи, опущенная голова, тембр голоса и пр. - у другого автоматически начинают пробуждаться инстинкты доминирования.

Доходит порой до удивительного - встречал я персонажей настолько виктимных, что они могли заставить издеваться над собой даже самых добрых и позитивных людей.

Собственно, виктимность в совке не менее распространена, чем хамство и неуважение к privacy. Череда серых, согбенных людей, стоящих в очереди, где кинут в лицо сверток со словами "сле-е-дующий" - вот он, совок.

Роли, разумеется, постоянно меняются - продавщица хамившая покупателям, вернется домой, и там ее изобьет муж-алкоголик. Тот, кто побил интеллигентишку на улице, оказавшись в ментовке, сам обратится в жертву. И так везде - от «мужчина-а-а, не задерживайте очередь» и до «слышь, закурить дай!»

В нелюбимых мною традиционных обществах это прекрасно понимают. Кавказских мужчин учат ходить, гордо расправив плечи и задрав к небу свой (кривой орлиный) «шнобель» (женщин там, впрочем, учат обратному) - выглядит хоть и смешно, но не виктимно.

Об этом, помню, хорошо писал Корчинский в «Революции от кутюр». Но в цивилизованных обществах этот вопрос решается более грамотно - теми самыми якобы фальшивыми улыбками, подчеркнутой вежливостью. Уважением к privacy. Дистанцией, на которой зиждется цивилизация.

Но совок - это и не традиционное общество и не цивилизованное, а нечто невнятное, пограничное. От традиционного в совке осталась общинность, отсутствие личного пространства. От цивилизации же - купирование стайных инстинктов, но через призму совка оно - из уважения к чужому пространству (чужой свободе) - превратилось в кастрирование собственной.

С одной стороны, хамство, «закурить дай», «ты чо, самый умный, штоле?!», «кто в армии портянок не нюхал - тот жизни не знает» и прочее обезьянье... С другой стороны, готовность безропотно сносить хамство - как от других совков, так и от государства. Это у нас называется «особой духовностью», «кротостью», «милосердием», «пониманием» и прочими достоинствами «малых сих».

И те, и другие одинаково отвратительны.