Опьянение Ноя и проклятие Ханаана (мидраш)

На модерации Отложенный

Предлагаю к обсуждению и рассмотрению один из мидрашей о происшедшем с Ноем.

Мидра́ш (ивр. מִדְרָשׁ‎, букв. изучение, толкование) — раздел Устной Торы, которая входит в еврейскую традицию наряду с Торой Письменной и включает в себя толкование и разработку коренных положений еврейского учения.

ИТАК ПРИВОЖУ ТЕКСТ МИДРАША:

Не надо смотреть на опьянение Ноаха (Ноя) как на пример бытового пьянства.

Ноах не был пьяницей.

Лучше взглянуть на него, учитывая факт, что земля в тот момент являла собой гнетущую картину жуткого запустения.

Только что выжатое вино символизировало возобновление плодородия оправившейся после Потопа земли. Так что не следует удивляться, что охваченный счастьем Ноах не смог ограничиться умеренным количеством пьянящего напитка.

Когда в шатер вошел внук Ноаха Канаан, он обнаружил, что Ноах лежит пьяный и обнаженный.

Он побежал сообщить об этом своему отцу Хаму, который, услышав эту новость, явился поглазеть на своего отца и поступил с ним самым отвратительным образом - он кастрировал Ноаха.

Мотивом этого жуткого поступка было желание не дать Ноаху породить четвертого сына, который получил бы свою долю при наследовании земли.

Хам вышел и с издевкой сообщил своим братьям: "У Адама было только два сына, и один из них убил другого, чтобы унаследовать землю. А у этого сыновей трое, и он явно хочет четвертого!"
      Поведение Хама шокировало обоих его братьев. Шем принес одежду, чтобы покрыть наготу своего отца, а Иефет помогал ему. Они вошли в шатер пятясь, закрыв лицо руками, и укрыли Ноаха, ни разу при этом не взглянув на его голое тело.

Как только Ноах, пробудившись от опьянения, понял, что с ним сделал его недостойный сын Хам, он тут же проклял его: "В наказание за то, что ты помешал мне породить четвертого сына, будет проклят твой четвертый сын Канаан!

Раз ты не дал появиться на свет еще одному моему сыну, который бы служил мне, то твой четвертый сын станет рабом в услужении у остальных братьев!"

      Но почему Ноах проклял не самого Хама, а лишь его сына?

Да потому что Бог уже благословил Ноаха и его сыновей, а раз так, то и Хам получил благословение Бога.

Ведь проклятие человека - ничто по сравнению с благословением Всевышнего.