О загадочной русской душе
На модерации
Отложенный
В «Войне и мире» Толстого есть одна сцена. 1812 год. Наполеон подходит к Москве. Он ждет, что ему вынесут ключи от города. Но московские дворяне, привыкшее одеваться по парижской моде и говорить на французском языке, потому что на родном русском говорят все холопы-мужики и их жены-бабы, решают в патриотическом порыве выразить свое недовольство завоевателю. Они покидают Москву. По городу ползут карета, коляски, подводы. Мародеры грабят, бунтари жгут дома. Собирается и княжна Мария Болконская. Переезд в подмосковную усадьбу ей представляется простой процедурой. Однако у дворовых слуг свое мнение. Здесь, в московском доме, у каждого из них есть свой угол, своя работа и свой скарб. В усадьбе живет точно такая же дворня, и они не будут рады нахлебникам. Их расселят по чужим углам, по деревенским избам, - и начнутся взаимные трения. Русскому народу на своей необъятной родине вечно тесно. У него больше всех земли в мире, но квартирный вопрос его так испортил, что он воюет с соседями за сотки и убивает родственников за квадратные метры.
Русский народ хлебосолен? По крайней мере, он так утверждает. Россия – щедрая душа, сказано в рекламе шоколада. И русское дворянство точно никогда не скупилось на пиры, балы и и гулянья. Но откуда же взялась в национальной мудрости этого народа пословица «Незваный гость хуже татарина»? Легко и приятно потчевать гостей, когда закрома полны. Но русский народ на своей богатой земле нищий. Исторический раб необъятной родины. Идоложертвенное мясо империи. А когда семеро по лавкам и нет лишнего куска в доме, всякий гость оказывается хуже оккупанта. Ведь по христианским нормам гостя нужно уважить, да и внутреннее чувство это подсказывает, но чтобы сделать такое, необходимо отобрать кусок у своих детей. Тогда и становится православный сосед тягостнее некрещеного чужеземца.
Княжна Марья отдает приказ дворне собираться. И вот дворовые мужички, принимая все это во внимание, идут к своей госпоже и заявляют ей, что нет их согласия на то, чтобы покидать московский дом, где у каждого из них есть свой угол и кусок, и ехать в деревню. А во всем остальном они по-прежнему верные ей слуги и рабы. Княжна Болконская в полной растерянности. Мария – славная барышня, но она дитя своего класса. Эту сцену следовало бы описывать Гоголю. Ведь это гротеск! Утварь взбунтовалась. Где это видано, чтобы столы и стулья отказывались переезжать в другой дом? От этой гофманиады у Марии голова идет кругом.
Но тут на счастье в дом к ней заезжает Николай Ростов. Ныне он – гусар. Он отрастил себе усы, научился пить шампанское и портить дворовых девок. И вот, как пишет Толстой, этот гусар, не задумываясь, инстинктивно принимает самое выигрышное решение в этой ситуации. Нет, он не уговаривает мужичков, не призывает их к патриотизму и к христианской покорности. Нет! Он кричит: «Что? Бунтовать?» - и бьет их по их мужицким рожам, так что шапки наземь летят. И вот холопы озадаченно переглядываются, чешут затылки и бормочут: «А мы – чо? Мы - ничо. Как велят, так и сделаем».
Девяностые годы 20 века. Пережит уж и царизм, и коммунизм, настал эра демократии. Шахтерам Кузбасса не платят зарплату. Не платят месяц, полгода, год. Этим людям нечем кормить своих жен и детей. Речь идет о выживании их семей на необъятной родине.
И вот, отчаявшись добиться справедливости на месте, они отправляют ходоков в Царьград за высшей правдой. Приезжают эти шахтеры в Москву, встают лагерем и ждут, когда имперская власть обратит на них внимание. Но избранному на волне народного воодушевления и в результате кремлевских интриг Ельцину некогда. Он в это время, надо полагать, водку хлещет и шапку Мономаха примеряет. А ходоки ждут. И вот, наконец, к этим мужичкам в камуфляжных робах и спортивных подштанниках выходят депутаты Госдумы. Такие же мужички, но только они научились носить дорогие костюмы и завязывать себе галстуки виндзорским узлом, - и на том основании вполне презирают свой дикий народ. Подходят они к этим шахтерам, у которых дети и жены год не кормлены, и говорят им: «А что, ребята, слабо вам с нами в футбол сыграть?» И вот мужички озадаченно переглядываются, чешут затылки и бормочут: «Отчего слабо? Мы – запросто!» Чего заслуживает чиновник, презирающий свой народ? Виселицы и забвения. Но нет, эти шахтеры не повесили своих народных избранников на их виндзорских узлах. Они пошли играть в футбол. И даже, кажется, проиграли. Но дружба народа с властью победила.
Начало 21 века. От сцены, описанной Толстым, прошло двести лет. Но как робела русская душа перед властью, так и робеет поныне. Пятьсот лет ей внушали, что российская власть, какой бы преступной не была, священна, а Кремль – град Божий. Поэтому нет этой душе во веки веков права на оружие, нет права на землю, нет права на суд. Нет даже права на проституцию, азартные игры и табак. Да и зачем они ей, этой холопской русской душе? Ее дело овечье – пастись и ждать, когда пастухи обстригут шерсть и зарежут на мясо. Вот кремлевский пастух по имени Бородин разорил тысячи овец и наворовал шерсти для себя и своего друга Лужкова. Все знали, что московский градоначальник – хам, плебей и негодяй. Но – молчали. Наконец, этот плебей в кепке не угодил вышестоящему плебею в виндзорском галстуке, и его уволили. Теперь каждый может плюнуть в Лужкова. Но ему и утираться не надо. И виселицы он не боится. Он уже далеко. А ваше дело овечье – курить и пить меньше. Это плохо сказывается на качестве имперского мяса. И вот российский интеллигент не стесняется заявить публично в телевизор: «Разве можно было возразить Лужкову? Он никого не слушал». А мы – чо? Мы – ничо. Как велят, так и сделаем.
Жил-был такой русский человек – Чехов. И в письме кому-то из своих близких (кажется, Суворину) он написал знаменитую фразу: «Я по капле выдавливал из себя раба». Думаете, Чехов родился каким-то особенным рабом? Думаете, у вас гладкие, барские шеи? Посмотрите на свои шеи. На них мозоли от ошейников. Почему же Чехову нужно было выдавливать из себя раба, а российскому интеллигенту не нужно? И совершенно неудивительно, что само слово «интеллигент» в русском словоупотреблении подразумевает ухмылку. Не уважает российское стадо свою мыслящую прослойку.
Жил-был еще один русский человек – Леонид Андреев. И он произнес чудовищную по своему смыслу фразу: «В России стыдно быть хорошим». Что же это за страна такая, в которой стыдно быть хорошим, стыдно быть честным, стыдно быть добрым, стыдно быть умным и утонченным, и только скотом быть не стыдно? Пожалуй, это и есть скотный двор Оруэлла.
Комментарии
Правда, не все так предельно. Например, до сих пор сохранилось слово кокетливо-половинчатого происхождения «учёба» вместо, казалось бы, более логичного для Наших того же слова без буквы «ч»…
Об этом всем = www.novishp.narod.ru
==================
В загоне, где правила вечно вершатся козлами,
Блеяли бараны: “Свобода – придёт! Боже – с нами!
Ведь мы - так устали от жизни такой от чего-то…”,
Вот им предлагают: “Смотрите, ребята! Ворота!
Пройдите тропинкой от этой, от внутренней точки
Наружу, где ждут вас густая трава и цветочки!
Козлы где – при деле, и много не повыступают:
Хозяев загона козлы завсегда – уважают.”.
Хозяином быть – для барана убийственно ново,
Он хочет, чтоб вёл его жизнь обязательный вова
К воротам – ни-ни! Взгляд брезгливо отводит. Зевает…
Привычно объедки от трапез козлов подбирает…
Всё в общем ништяк! Приспособиться - можно!
И снова:
“Ну, если ж – не вова?…Давайте ж кого-то другого!!”
Всё также стоят приоткрытые эти ворота…
Баранов, увы, не один, и - не два… И - не рота.
==========
http://gidepark.ru/community/1781/article/413411
"Я поля влюбленным постелю,
Пусть поют во сне и наяву,
Я дышу и значит я люблю,
Я люблю и значит я живу".
Кому стыдно? Мне не стыдно. Мне стыдно за свои плохие поступки ( Такие были, к сожалению. А у кого таких не было?). Не выгодно. не престижно - это, да. согласен, но не стыдно.
обвинений. Кстати, это свойство присуще детям, когда ребёнок на инстинктивном уровне ищет оправдание своей неумелости или неблаговидному поступку в действиях других. И это лишний раз подтверждает в истинности подозрений о младенческом возрасте гражданского общества России, чем прекрасно пользуется власть.
общества, как и мы с вами. И в неумении этого самого общества выдвигать в руководители из своих рядов самых достойных и говорит о младенческом периоде его развития.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Паситесь, мирные народы,
Вас не разбудит сердца клич...
К чему стадам дары Свободы?
Их должно резать или стричь!
Жизнь сложная, от многого мы зависим, но СПАСИБО тем, кто напоминает нам--- НЕ БУДЬТЕ СТАДОМ!!!
А вот переписи 18-19 века показывают, что численность "вольных людей", то есть тех, кто плптил лишь подать в казну, непрерывно увеличивалась и к переписи 1857 года численность "вольных" сравнялась с численностью "крепостных".
Но вот жизнь "вольных" писатели не описывали. Лишь немногие как Лесков и Сергей Максимов осчтавили в русской литературе свои воспоминания.
Так что подло считать, что сейчас во всех русских генетически заложена рабская душа.
Отнюдь!.. Внимательнее посмотрите кругом, (только не в экран ТВ), и вы увидите, что не менее половины - это люди далеко не "рабской души".
А то, что показывают по ТВ - это деяния разрушителей, но отнюдь не созидателей!
Если работа и рабство одно и тоже, то тогда как быть с Прохором, например. Он говорит, что работает по 25 часов в сутки.
Во всем мире люди уровня доярки, сантехника, токаря-пекаря не жируют, Подавляющему числу населения планеты придется зарабатывать хлеб свой в поте лица своего, однако, это не означает, что человек должен жрать хлеб свой до тех пор пока не вспотеет.
Конечно, это ваш авторский взгляд на суть сегодняшнего дня, но причем здесь «Война и мир» Л.Толстого в вашей интерпретации событий?! Non sequitur ! К чему это унижение народа-героя! Ведь цель у Л.Н.Толстого была совершенно другая... Образ партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова, пленный солдат Платон Каратаев воплощение «всего русского, доброго и круглого», патриархальности, смирения, непротивления, религиозности - все те качества, которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства и сам Л.Н.Толстой пишет:- «Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью» - вот лейтмотив произведения!
Вот , к примеру, Джон Голсуорси : - «Русский характер, если можно говорить о нем как о чем-то едином в стране, населенной многими народами, практически безразличен к ценности времени и места; главное для него - чувства, а еще больше, пожалуй, - выражение чувств, так что он не успевает достигать своих целей до того, как новые волны чувств смывают их прочь.» Ну, а вы о чем…???
- Слушай, чукча, а почему нас с тобой в анекдотах за придурков считают?
Чукча подумал-подумал и говорит:
- Дело в том, однако, что антагонизируя на поверхности общего, мы с тобой являем не что иное,
как симбиозную аттракцию суб-апрополюсных эмоций со стороны электората,
который аннигилирует индивидуальную самонедостаточность,
приобретая самоконцептуально определившуюся реальность. Въехал в тему, братан?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Спасибо... Жить приходится среди холопов (не совсем шутка) и не подставлять шею, как они (сиречь все) делают - белой вороной называют.
Подставлять - против себя идти!
почему в статье так все не объективно? вертикали власти никто не избирал, прошли времена выборов, теперь все назначают. народ уже не спрашивают, даже то что на народное мнение выставлено из законов, все равно, даже если народ против, законы введут. Вся политика в стране строится по принципу диктатуры.
почему в статье так все не объективно? вертикали власти никто не избирал, прошли времена выборов, теперь все назначают. народ уже не спрашивают, даже то что на народное мнение выставлено из законов, все равно, даже если народ против, законы введут. Вся политика в стране строится по принципу диктатуры.
А потом попадается на глаза подобная писанина. И вспоминаются персонажи классиков.
Даже комментировать нет охоты эту смердяковскую целенаправленность.
Между прочим, Оруэлл не про СССР и не про Россию писал. Просто каждый может эту книгу под себя приспособить. Только вот мусолить ее будет не каждый.
Лишь бы обосрать кого ни есть и чего ни попадя. Что Родина, что Кремль, что свои, что чужие...
Климакс, видать, мужественный мой...
Я сказал в статье: нет вам права на оружие, на землю, на собственный суд. Кто-нибудь услышал это? Вам всем за державу обидно? А мне обидно за мой народ. За дурака, с которым делают что хотят славные великодержавники. Плевать мне на эту державу.
А если оставаться, значит выбиваться в плохие. Одни вопросы и нет ответов.....
Может лет через тысячу русские или россияне приобретут свободу или исчезнут, как нация.