Катастрофы приводят к массовому психозу населения. Для России это особенно актуально
Трагические события большого масштаба стали в последнее время, увы, нормой нашей жизни. Не успели мы оплакать «Булгарию», как под Ярославлем рухнул самолет с хоккеистами. Медицине, к сожалению, постоянно приходится быть в полной боевой готовности, причем не только по отношению к пострадавшим лично, но и к тем, кто вроде бы не связан с трагедией напрямую. Эффект снежного кома и кругов по поводе никто не отменял.
Об опосредованном влиянии катастроф на остальных людей и мерах борьбы с ним «СП» поговорила с врачом Владимиром Файнзильбергом, доцентом кафедры психотерапии Московского института психоанализа, психиатром, психотерапевтом.
«СП»: - Может ли трагедия в Ярославле и другие недавние катастрофы вызвать посттравматический синдром у наших людей, например, страх полетов?
- Основания для тревоги есть. Падают самолеты, тонут корабли. И везде человеческий фактор. Понятно, что у человека возникает страх. Тем более, что страх высоты – это достаточно часто встречающаяся фобия, которая поддается лечению с большим трудом. И хотя сегодня есть различные медикаменты, таблетки, которые якобы снимают этот страх, но на самом деле без работы с опытным психотерапевтом с этим страхом не справиться. Поэтому сейчас, когда произошла такая трагедия, поражающая воображение простого человека, конечно, возникает естественный страх. И еще один момент. Когда-то я был свидетелем аналогичных событий, связанных с ташкентским «Пахтакором» (самолет с игроками этой команды разбился в 1979 год - авт.). Тогда средства массовой информации все-таки были гораздо более сдержанны. Меньше смаковали всевозможные подробности катастрофы. А ведь смакование, бесконечное повторение вызывает невротизацию остального населения. И поэтому количество людей, вынужденных обратиться к психологу или психотерапевту, конечно же, возрастет.
«СП»: - Что именно надо делать, если человек начинает бояться летать? Как ему быть?
- Чтобы избежать или постараться уменьшить воздействие этих событий на психику, надо стараться меньше на них смотреть. Лучше, в основном, слушать информацию. Я имею в виду больше слушать радио и меньше смотреть всевозможные телевизионные сюжеты об этих событиях. Такие репортажи с места событий влияют на психику ужасно. Это такой Апокалипсис. Все разрушено, смакуется доставание тел, опознание, перевозка и так далее. Кроме того, если возникает такой страх, прибегают и к помощи простых успокаивающих средств, всевозможных травяных таблеток, которых сегодня в аптеках достаточно.
Но если страх уже непреодолим, то, конечно, нужно обратиться к специалисту, психотерапевту, который в начале формирования подобного состояния за один-два сеанса сможет либо значительно уменьшить его воздействие, либо избавить от него вообще.
«СП»: - А если не лечить этот страх, какие могут быть последствия?
- Здесь развитие идет по восходящей. Если мы не будем лечить невроз страха, который возникает, напряжение будет возрастать. Будут нарастать тревога, беспокойство. В конце концов, это приведет к генерализации процесса, то есть если раньше нас пугал, допустим, только страх полетов, то появится страх высоты вообще. Затем ему будут сопутствовать другие расстройства, например, боязнь замкнутых помещений. Потом появится, наоборот, боязнь открытого пространства. А в итоге не вылеченный невроз может привести уже к психозу.
«СП»: - А психотерапевтов вообще хватит на всех, страна-то у нас большая?
- У нас достаточно психотерапевтов и психологов. Выпускают их в большом количестве. Другое дело, что за последнее время выросло количество коммерческих вузов, которые тоже готовят психологов, мнящих себя психотерапевтами. Здесь уже речь идет о достаточно низкой квалификации и неумении работать в области психотерапии. И еще у нас нет своеобразного стереотипа или моды на решение своих проблем с помощью психотерапевтов. Но мы идем к этому, потому что во многом копируем Запад. Правда, что у них плохо, мы копируем с гораздо большей скоростью и в больших объемах, чем хорошее. Так что количество психотерапевтов и психиатров само по себе у нас достаточное, а вот их качество, как в остальных областях, весьма и весьма хромает…
«СП»: - А как тогда обычному человеку ориентироваться, куда ему идти со своим страхом в первую очередь?
- Сегодня есть и медсанчасти, и поликлиники, и частные медцентры, где работают психотерапевты. Кроме того, есть Интернет, где психологи себя рекламируют. Другое дело, что здесь нужно четко понимать и выработать критерии выбора. Предложений достаточно много. А, главное, оно выросло за последние 5-6 лет буквально в десятки, если не в сотни раз. Но когда вы решаете, к кому обратиться, надо понимать, что когда психотерапевт вовлечен в рамки какой-то, например, государственной структуры, то его работа становится регламентированной. А психотерапия все-таки требует времени, подхода, и регламент ей не очень подходит.
Комментарии
Ладно. Я полез в чуждую для меня тему.
Тогда мы живём в воображаемом нами мире и всё вокруг не более, чем плоды нашего общего больного воображения. Общего.
Навеяно статьёй.
За двадцать лет стараниями своих и чужих правителей разрушены и оплеваны прежние ценности и идеалы,втоптаны в грязь и осмеяны прежние святыни, а новые оказались всего лишь красивой приманкой в руках ловких людишек, имевших одну цель - любой ценой вскарабкаться на вершину кремлевской пирамиды и развернуться во всю свою дурь.
Народ никому и ничему не верит.
Слишком много и слишком многие ему обещали.
И каждой семье - дом или квартиру, и два автомобиля - на один ваучер...
Но слова так и не отлиты в дела!!
Двадцать лет прошло с начала реформ, уничтоживших мировую сверхдержаву.
ЧТО ИМЕЕМ В СУХОМ ОСТАТКЕ?
Промышленность разрушена, село спилось, некогда могучая армия превратилась в филиал то ли тюремной зоны, то ли войска батьки Махно. За двадцать лет не построено ни одного нового завода, не считая водочных и отверточных. Многочисленные начинания президента и премьера умело блокируются или топятся в бесконечных согласованиях "эффективными менеджерами" типа Грефа, Кудрина, Зурабова, Чубайса, Христенко, Фурсенко, Набиулиной.
Страна живет в основном за счет нефтяной и газовой трубы
Это особо умиляет и улыбает))) Какие начинания??? Перевод часов? Или Сколково??? Чего они конкретно начали то???Кроме того что всех этих, перечисленных вами, расплодили, чтоб легче было высасывать все из огромной страны.
Это понять надо, как и то, что никто не хочет войны.
А умереть, увы, всем придется в свое время. И ни один психотерапевт не поможет.
Обращаются к ним от страха и боязни жить.
Жить надо сейчас и сегодня, не откладывая на завтра, и !!! не подглядывать за чужой жизнью.
Батя и два его брата прошли в пехоте всю Войну и вернулись!
Вот поэтому я и пришел к тому, что это правда, на 100%!
А психологи сами пятьдесят на пятьдест не адекват!
Недаром в Бехтеревке отпуска по 45 а не 28!
Вредная для психики работа, крышы едут у спецов!
повседневных трагедий.
Пошла вразнос...
Однажды мы с с стрёнкой, расшумелись, расшалились. Вдруг врывается отец, и орёт на нас: "Молчать! Тихо"! А сам занавески задёргивает и смотрит поверх их. Я тоже подошёл. Мне было 11. На той стороне улицы стоял "чёрный воронок". Шёл 1952 год. Я никогда не видел таких белых от страха глаз и не слышал такого зёва от отца.
Комментарий удален модератором
Вот и вся психология с психотерапевтией вкупе.
Как и импортные лекарства. Состав такой же как у наших, зато много громкой рекламы и много яркой упаковки.
Видела я таких - вроде и неплохих людей, но уже пропащих.
Не диагноз ли это?
Но, ПОСТОЯННЫЙ СТРАХ превращается в НЕНАВИСТЬ! И когда БОЛЬШИНСТВО Россиян перейдет эту черту... Надеюсь, это скоро произойдет...