ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ

На модерации Отложенный

ПРИГЛАШЕНИЕ К ДИСКУССИИ

Увидев среди несогласных с точкой зрения казакофоба Николая Сокиркина господина Сергея Каверина, я отправил (как и другим) приглашение присоединиться к группе «Казачий вопрос». В ответ на это у нас с ним произошла следующая дискуссия, которая, уверен, не оставит равнодушными многих участников нашей группы. Поэтому-то я и решил выложить её на общее обозрение и приглашаю всех желающих изложить своё видение по поднимаемым Сергеем Кавериным вопросам. С уважением, Александр Дзиковицкий.

 

Сергей Каверин

В связи с чем такое предложение?

Александр Дзиковицкий

В связи с Вашей позицией по казачьему вопросу, о каковой я узнал из комментариев на казакофобское "эссэ" некоего Николая Сокиркина. А что, это Вас сильно удивляет?

Сергей Каверин

Абсолютно не удивляет, просто хотел узнать чем вас заинтересовала моя персона.
Действительно, это отвратительное казакофобское "эссэ". Считаю, что ко всему нужно взвешенно относиться, меня всегда раздражает как огульное охаивание чего бы то ни было, так и безоглядное восхваление и идеализация. Казаки тоже не без греха и прошлые, и нынешние, как и все мы, но считаю тупостью, идиотизмом оскорблять друг друга, охаивать целое сословие.

Александр Дзиковицкий

Практически под каждым Вашим утверждением готов подписаться за исключением утверждения о казачестве, как "сословии". Тем не менее, считаю не вправе навязывать Вам свою нынешнюю точку зрения. К ней, если придёт, так придёт каждый сам, без "указующего перста". Что, если быть честным, произошло и со мной. Я в 1991 году, будучи участником 1-го Всероссийского казачьего круга по учреждению Союза казачьих войск России (примерно так он назывался, в архив лезть неохота за мандатом, чтобы уточнять, поскольку у нас не судебное заседание), сам был всецело в рамках "служилости" и "сословности" казаков, имея тот уровень информированности, каковой имел... Однако со временем должен был, под грузом массы фактов иного характера, кардинально пересмотреть свой взгляд, своё понимание казачества как такового, в сторону его этнической первоосновы...

Сергей Каверин

В сторону этнической первоосновы...

Вам эта теория по душе: "По мнению В. Шамбарова, Л. Гумилёва и др. историков, казачество возникло путём слияния касогов и бродников[5] после монголо-татарского нашествия. Касоги (касахи, касаки) — древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X—XIV веках. Бродники — народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII-м веке (тогда приграничный район Киевской Руси."

Или эта: "По другим точкам зрения казаки изначально были выходцами из славян. Так украинский политик и историк В.М. Литвин в своём трёхтомнике «История Украины» высказал мнение что первые украинские казаки были славянами.

По его исследованиям, источники говорят о существовании казаков в Крыму ещё в конце XIII ст.[16] В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот — «разбойник»[17]. Также — «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга», «защитник неба». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. В частности, согласно старорусским былинам, относящимся ко времени правления Владимира Великого, богатырь Илья Муромец называется «старыя козак». Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками".

Вопрос, на мой взгляд, не существенный, этнос казаки или субэтнос или сословие, главное - они и Россия едины, сами казаки всегда считали себя отдельным народом и не признавали себя беглыми мужиками русскими или украинцами свободными. Вспоминается "Тихий Дон" Шолохова. Как агитатор от большевиков Штокман убеждал казаков, что они такие же русские как и он.

Но высокомерное отношение казачества к иногородним, так казаки называли всех проживающих на их территории неказаков, стремление к самостийности кубанского казачества (и не только это), сыграло с ним плохую шутку в период гражданской войны, ну и в дальнейшем.

Рекомендую "Очерки русской смуты" Деникина:

http://www.magister.msk.ru/library/history/xx/denikin/denia001.htm

http://www.modernlib.ru/books/denikin_anton_ivanovich/ocherki_russkoy_smuti_tom_2/read/

Александр Дзиковицкий

Сергей! Я принципиально не участвую в спорах о происхождении казаков. Предоставляю это, действительно, на мой взгляд, неблагодарное занятие тем, кто к этому стремится. Может, Вы вступите в спор на эту тему с Михаилом Кутузовым, который также вошёл в нашу группу? Он, кажется, также готов "ломать копья на этой ниве"... Только, ради Бога, не обижайтесь на моё такое нежелание. Просто я думаю, что мы на своём уровне всё равно точно ничего не решим: мы можем придерживаться той или иной позиции, но не более!.. А задача куда более сложная и требует работы если не целых институтов, то уж людей, посвятивших себя полностью жизни "в раскопках первоначальной истины".

Сергей Каверин

Так и я не собираюсь ломать, меня эта тема мало волнует, вы же начали говорить о казачестве как об этносе, для решения этого вопроса в первую очередь нужно проанализировать ДНК.
А вот "Очерки русской смуты" прочтите обязательно, если еще не читали, становится понятно, почему победили большевики.

Александр Дзиковицкий

Очерки-то я читал... Только вот в казачьей среде (не нонешней, а тогдашней, 30-х гг., эмигрантской) к Деникину отношение, скажем честно, было далеко не восторженное... И как таковым оно могло быть, если он постоянно при офицерах Добрармии унижал казаков-представителей Красного за союзнические отношения с германцами и получение атаманом (по обмену, кстати) от немцев оружия, с последующим выпрашиванием его же (оружия) у атамана под себя... Да ладно, там много было претензий... Я уж не вспоминаю повешение Деникиным членов Кубанской казачьей Рады...

Сергей Каверин

Вот начинается, вот они, взаимные упреки, обеление одних и очернение других, почитайте его как факты, без эмоций. Почему-то Деникин не пошел воевать за фашистов, а Краснов и многие другие казачьи генералы пошли. До сих пор вспоминаю зарубежную казачью газету, продававшуюся в Московской церковной лавке. Цитирую: «Мы не какая-нибудь безродная мордва или чуваши, мы казаки войска Донского», далее идет перечисление их подвигов на благо фашистов и перечисляются все фашистские награды казачьим подразделениям.

Я понимаю тех, кто пошли тогда, но мне не понять идиотизм нынешних распространяющих эту мерзость. Значит, Очерки ложь по-вашему? Или, может, он слишком много нелицеприятного написал о истории гражданской войны, в том числе и о казачестве?

Александр Дзиковицкий

Знаете, я не хочу вступать в споры с теми, кто выступает ЗА казачество. Пусть есть в казачьей, проказачьей или околоказачьей среде свои особенные взгляды на те или иные исторические факты, на тех или иных казачьих или даже антиказачьих персонажей... Я думаю, Вам можно на эту тему заспорить с кем-либо из участников нашей группы, а я хочу остаться в стороне от внутренних несостыковок. Для меня гораздо важнее представляется то, как казаки смогут выжить в нынешних условиях и каким они смогут начертать себе своё будущее. А ведь тут вариантов довольно много, как минимум три, как в сказке - "налево пойдёшь... найдёшь, направо пойдёшь... найдёшь, а прямо...".

Действительно, попробуйте (советую) обратиться к Владимиру Веселову (только публично, чтобы и другие видели), а там, глядишь, все заинтересованные и подтянутся. А мне и самому интересно будет узнать, чем спор может закончиться. Но, повторяю, не более, чем интересно, поскольку, повторяюсь, я свою задачу в казачьем движении представляю несколько в ином плане.
С уважением.