Нужна ли человеку Родина?

На модерации Отложенный

 

На первый взгляд вопрос кажется смешным и нелогичным: родина ведь есть у каждого, место, где родился и где прошли детские и юношеские годы, где находится твой род, родители, родственники. Кто-то вспоминает березки там или елки, кто-то школьный двор, кто-то друзей и первую любовь... И так до бесконечности можно перечислять впечатления и воспоминания, которые, как выясняется, У КАЖДОГО СВОИ. То есть, каждый понимает под родиной личное, внутреннее переживание, наиболее ярко отражающее приятные моменты юности, безответственности и безопасности.

Ситуация с пониманием термина становится сложнее, если место где ты родился находится в тысячах километров от места, где прошло детство, родственники живут совсем в других местах и странах, а наиболее приятные моменты в жизни ты испытал вообще в месте, ничего общего ни по территории, ни по культуре не имеющем с местом, которое по традиции можно было бы считать Отечеством.

Но давайте будем последовательными и разберемся в самом термине: Родина.

Стоит сказать, что официально такого термина не существует: в Конституции РФ упоминается Отечество (статья 59) и то в связи с наличием обязанности гражданина Российской Федерации это самое Отечество защищать.

В Российской Империи до 1917 года, да и после («Социалистическое Отечество в опасности!»), термин родина (именно со строчной буквы) упоминался в качестве места рождения и не имел общественно-политического смысла, который позже придали ему большевики, со свойственной им истеричностью превратив обычное обозначение родного места в некий символ государства. Чтобы понятие хорошо прижилось в уголовный закон ввели абсурдную норму – «Измена Родине», в диспозицию которой добавили в качестве изменнических действий бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы, а также заговор с целью захвата власти. Причем тут родина и захват власти – логика мышления вождей «тюрьмы народов», побег из которой карался смертью – непостижима! Что ж это за Родина, из которой люди могут убежать и не хотят туда возвращаться? О какой любви к Родине можно говорить, если при любой возможности люди готовы были покинуть ее навсегда и забыть как кошмарный сон? Да и что за любовь по принуждению? Изнасилование какое-то получается...

Ну да ладно...

Продолжим о термине.

На протяжении всей истории России термином, имеющим общественно-политическое значение, определяющим не только место рождения и место жительства, но и принадлежность к определенной общности, термином, дающим права и накладывающим обязанности являлся термин – Отечество. Земля Отцов, Отчизна. Отечество полагалось защищать после Веры и Царя, и таким образом, именно этим термином определялась совокупность территории, государственно-правового устройства и отношений, связывающих с ними конкретного гражданина.

Сходная ситуация с пониманием термина складывалась, например, и в Германии: Vaterland – Отчизна применятеся повсеместно в отличие от Heimat – родины, своего места.

Безусловно логичным являлось и существовавшее в Уголовном уложении Российской Империи 1903 года наказание за действия, составляющие состав Государственной измены.

Но никак не измены абстрактной родине.

Очевидно, что родине невозможно изменить, как невозможно изменить воспоминаниям, чувствам, эмоциям, невозможно изменить дереву, школьному двору или первой любви. Можно не любить государство, идеологию, правительство, даже, например, в целом Россию, Германию или США как страны, но нельзя не любить место, с которым связаны приятные и дорогие воспоминания, в какой бы стране они не зародились. И если наиболее значимые и хорошие чувства вызваны пребыванием на Лазурном берегу или жизнью в Китае, то разве не вправе конкретный человек считать эти места своей родиной? Почему он должен оглядываться на чье-то субъективное мнение о необходимости считать своей родиной пусть и то место, где он родился, но ничего, кроме нужды и притеснения там не видевший, место, где у него не было даже права быть тем, кем он хотел быть, делать то, что хотел бы, любить не то, что «положено», а то, что в действительности любишь?

Любое государство, культивирующее этатизм, стремиться подменить понятия в мыслях своих подданных: место, где гражданин родился и вырос, с которым связаны позитивные воспоминания, путем нехитрых идеологически построений должно начать ассоциироваться с государством, с правительством, политическим курсом. Соответственно, идентифицируя эти, в действительности, совершенно разные вещи, субъект, в случае недовольства властью или правительством вынужден преодолевать ощущение вины якобы перед родным местом, перед дорогими и любимыми чувствами, перед позитивной памятью о родителях и любимых.

Но то, что человек привыкает считать своей родиной, в действительности таковой не является.

Ну какое мне дело до местности где-нибудь в Сибири или там, в Хабаровском крае, где я если и бывал, то проездом, да и лучше бы вообще не бывал!? И почему жителя Петербурга больше должны заботить проблемы Краснодарских, скажем, животноводов, чем проблема доставки говядины из Южной Америки, тем более, что краснодарской говядины днем с огнем не сыщешь, а аргентинская есть везде!?(В локализации говядины могу ошибаться, да простят меня кубанские жители). И какая для жителя Омска родина, например, Чечня? Никакой пользы, кроме вреда! И уж тем более, вряд ли уроженец Москвы, не страдающий имперской паранойей, захочет в патриотическом порыве поменять место жительства на какой-нибудь Курган или Благовещенск.

Так почему же все они должны, просто обязаны ассоциировать любимое место жительства с огромной, разной как по уровням жизни так и по характерным признакам присущего населению мышления, территорией?

Да, гражданин государства обязан платить налоги, исполнять требования законов или, в случае чего, защищать Отечество, до последней, если на то пойдет, капли крови, но не навзывайте ему любовь к тому, чего не существует.

Часто можно встретить ситуацию, когда один собеседник, желая оскорбить другого кидает ему фразу: «У тебя нет Родины!». И зачастую сам не понимает, что эта фраза нисколько не является оскорблением! Родина есть у всех и всегда – ее, родину, невозможно отнять или забыть, а вот отсутствие Родины (с большой буквы) скорее благо, чем зло. Ибо отсутствие Родины есть Свобода, а ее наличие – зависимость и страх.