Договор с Германией: альтернативы практически не было.

В Интернете, да и вообще во всех СМИ,  уже долгое время развивается тема ответственности Советского Союза за развязывание Второй Мировой войны.  Некоторые авторы доходят до того, что обьявляют главным виновником этого не гитлеровскую Германию, а именно Советский Союз, считая, что спусковым крючком войны явился пресловутый договор Молотова-Риббентропа. При этом все они не ссылаются на какие-либо документы о переговорах СССР с другими странами и не пытаются показать, что у него были какие-либо другие варианты, кроме как заключение данного договора и обвиняют Советский союз в совершении агрессии наравне с Гитлером в отношении Польши, Прибалтийских стран, Финляндии. И даже события на Халхин-Голе называются агрессией. По их мнению, СССР был обязан безо всяких договоров, без согласия Польши в одностороннем порядке выступить против Германии на ее защиту, тогда – де, война бы не наступила. А то, что в этом случае СССР оказался бы один на один с Германией (и  не только с Германией) и вполне мог бы быть представлен Геббельсовской пропагандой как агрессор, они считают несущественным.

Давайте посмотрим на фактах, датах и доступных документах, как развивались  перед началом войны те процессы , которые могли остановить ее.

Никто не может сейчас отрицать, что основным событием тридцатых годов, давших Германии карт-бланш на ее последующие действия, являются Мюнхенский сговор и последующее расчленение Чехословакии и  оккупация Чешской республики. Кстати, если исходить из логики обвинителей СССР, то началом Второй мировой войны надо считать именно эти события, так как у Польши был в то время аналогичный договору Молотов-Риббентроп договор с Германией и после занятия немцами Чехии она оттяпала от Чехословакии Тешинскую область под предлогом того, что это истинно польская земля, и это были первые территориальные захваты Второй мировой, и виновником войны по этой логике является как раз Польша, заключившая «предательский договор» с немцами.

 Руководители Англии и Франции прекрасно понимали, что Гитлер на этом не остановиться. Так как в качестве следующей жертвы предполагалась Румыния, 18 марта 1939 года Англия обратилась к Советскому Союзу с запросом- что предпримет СССР,если Гитлер нападет на Румынию?

На это Советский Союз предложил немедленно созвать конференцию из представителей Англии, Франции, СССР, Турции, Польши и Румынии, которую предполагалось собрать в Бухаресте или любом другом городе.

С этого начались трехсторонние переговоры между СССР, Англией и Францией о пакте взаимопомощи.

Далее будет кратко описан ход этих переговоров.

19 марта британский министр иностранных дел Галифакс сообщил послу СССР Майскому, что созыв такой конференции нецелесообразен. В качестве причин было выдвинуто два аргумента: английское правительство не могло бы сейчас найти достаточно ответственного человека для посылки на такую важную крнференцию, и во вторых, рискованно созывать конференцию, не зная, чем она закончится.

21 марта Англия и Франция  выдвинули проект немедленного опубликования декларации за подписью четырех держав –Англии, Франции, СССР и Польши, в котором говорилось, что в случае нового акта агрессии названные державы немедленно устраивают консультацию для обсуждения мер, которые необходимо принять.

23 марта СССР на это ответил, что хотя эта мера недостаточно эффективна, он готов ее подписать, как только ее подпишут Франция и Польша.

В тот же день Польша заявила об отказе подписать ее совместно с СССР.

31 марта  Англия и Франция дали Польше односторонние гарантии от нападения агрессора.

В начале апреля эта гарантия была превращена в двустороннюю.Также было решено начать переговоры о заключении пакта взаимопомощи между Польшей и Англией.

14 апреля британское правительство обратилось к Советскому Союзу с предложением также дать Польше и Румынии односторонние Гарантии. С таким же предложением к СССР обратилась и Франция.

СССР отказался дать такие гарантии, так как такие гарантии не могли предупредить войну, а лишь направили бы агрессию Гитлера на другие, незащищенные страны – Финляндию, Прибалтийские страны, Норвегию, и т.д.

Кроме того, это предложение не предусматривало никакой военной конвенции. При этом предоставление Советским союзом гарантий Польше и Румынии ухудшило бы отношения СССР с Германией и повысило опасность агрессии с ее стороны. В таком случае ни Англия, ни Франция, ни указанные страны не были бы обязаны оказать помощь СССР.

17 апреля СССР внес предложение о заключении тройственного пакта о взаимопомощи.

Суть его состояла в следующем :

  1. Заключение тройственного пакта о взаимопомощи между СССР, Англией и Францией.
  2. Заключение военной конвенции между этими странами.
  3. Предоставление гарантий независимости всем пограничным с СССР государствам, от Балтийского до Черного моря.

 

28 апреля германское правительство заявило о расторжении англо-германского морского договора от 18 июня 1935 г. и германо-польского договора о ненападении от 26 января 1934 г. В это время в германском генштабе уже практически был разработан план вторжения в Польшу и вопрос о нем был решен.

8 мая английское правительство в ответ на предложения СССР опять предложило ему дать односторонние гарантии Польше и Румынии.Со стороны Советского союза опять последовал отказ и предложение о пакте взаимопомощи.

После неоднократных консультаций, правительства Англии иФранции наконец,  пришли к решению о создании пакта и 25 мая Советскому правительству был вручен англо-французский проект пакта о взаимопомощи. Этот проект предусматривал в случае возникновения необходимости решать вопрос о военной поддержке через Лигу Наций, что привело бы к необходимости длительных консультаций и различных бюрократических проволочек, что свело бы его эффективность на нет.

В ответ 2 июня СССР предложил свой вариант пакта, который разрывал всякую связь его с Лигой Наций и устанавливал одновременное вступление в силу пакта и подкрепляющей его военной конвенции.

Англичане и французы быстро отказались от увязки пакта с Лигой Наций, однако по всем остальным вопросам начались проволочки.

Советский Союз предлагал одновременно подписать пакт и военную конвенцию к нему, чтобы они составляли единое целое и должны были вступить в силу одновременно.

Напротив, английское и французское правительства считали, что необходимо заключить пакт, а военную конвенцию можно заключить потом.

Четкая позиция Советского Союза  привела к тому, что в середине июля  англичане и французы наконец согласились начать работу над военной конвенцией.

Одновременно в июле в мировую печать просочились сведения  о контактах между представителем Германии Вольтатом и представителем английского правительства  Хорасом Вильсоном , на которых затрагивался вопрос о заключении пакта о ненападении между Германией и Англией.

31 июля  были назначены составы Английской  и Французской делегаций для ведения военных переговоров.Главой английской миссии был назначен престарелый адмирал Дрэкс, не имеющий никакого оперативного отношения к английским вооруженным силам, и два других офицера в среднем ранге. Со стороны Франции были назначены – руководитель – корпусной генерал Думенк, а также один генерал ВВС и морской капитан. Они также не имели никаких особых постов в Французских вооруженных силах  и не входили в состав высшего командования.

5 августа эти делегации отплыли из Англии  и 10 августа прибыли в Ленинград.

12 августа  состоялось первое официальное заседание трех делегаций. При этом выяснилось, что у английской  миссии  нет полномочий не только на подписание конвенции, но даже на ведение серьезных переговоров!Эти полномочия поступили почтой уже после окончания переговоров и отплытия делегаций из СССР 27 августа, когда надобность в них отпала.

Несмотря на это, представители СССР начали переговоры с делегациями о заключении военной конвенции. При этом со стороны Союза в переговорах участвовали высшие лица вооруженных сил – Нарком обороны Ворошилов, начальник  Генерального штаба Шапошников, нарком военно морских сил Кузнецов и начальник ВВС Локтионов.    Переговоры велись до середины августа, но стороны так  и не пришли к единому решению. Камнем преткновения был вопрос о пропуске Советских войск через территорию Польши в случае возникновения военных действий против нее. Советский Союз в то время не имел границы с Германией и другим путем никак не мог войти в соприкосновение с войсками агрессора. При этом  Польское правительство открыто заявило, что оно не нуждается в военной помощи от СССР и не примет ее.

Англо-советско- французские переговоры в общей сложности продолжались 75 дней, из которых 59 дней ушли на проволочки со стороны англичан и французов

В конце концов они  зашли в тупик, и 19 августа английская и французская делегации  отбыли на Родину.

Некоторые обвинители СССР  заявляют- надо было в переговорах участвовать Сталину, тогда бы, мол, договорились. Вот в переговорах с Риббентропом участвовал, пэтому и договорились. Но они забывают –  договор с Риббентропом подписал Молотов. И тот, и тот были министрами иностранных дел своих стран и соответствовали друг другу по рангу. Сталин в силу своего положения не мог и не должен был участвовать в переговорах со второстепенными лицами других государств.

Гитлер и его окружение внимательно следили за ходом тройственных англо-франко-советских переговоров.

19 августа было заключено Советско-Германское торговое соглашение. А после того, как стало ясно, что переговоры по тройственному пакту сорваны, 23  августа в СССР прибыл Риббентроп и после однодневных переговоров  был заключен известный всем договор Молотов-Риббентроп.

Все вышеуказанные факты взяты из учебника «История дипломатии» 1946 г.

а также книги «Воспоминания советского дипломата» И.М. Майского, бывшего посла СССР в Англии.

В руководстве СССР понимали, что заключенный с Гитлером договор всего лишь временный документ и Германия при необходимости легко откажется от него.

Значение пакта Молотов –Риббентроп не ограничивается только выигрышем во врмени начала войны, но это не является темой данной статьи. Желающие могут ознакомится со следующим материалом о роли пакта: http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/50225/