Чудовищная мера

На модерации Отложенный

Прочитал вчера: в экономической программе «Стратегия-2020» предполагается финансировать дорожное строительство за счёт повышения акцизов на бензин, каких-то дополнительных сборов за парковку, а также привязать налог на автомобиль к километражу пробега. Сейчас, как каждый автовладелец знает, автомобильный налог зависит от мощности мотора, поэтому владельцы «Бентли» и «Порше» по справедливости платят больше, чем хозяева «Лад» и дешёвых иномарок.  

Сразу видно, что задача авторов этой идеи — не думать о том, как лучше для страны, а собрать как можно больше денег и как можно скорее. А вдруг кризис грянет и цена на нефть упадёт? Чем затыкать дыры в бюджете, которые тут же появятся при нынешних социальных обязательствах?

Здесь есть интересное пересечение с идеей плоского подоходного налога.  Когда Кириенко предложил ввести плоский подоходный налог — то есть 13% со всех, невзирая на уровень дохода, — то многие кричали, что это крайне несправедливо, потому что богатые будут платить такой же процент, как и бедные. Я с самого начала был сторонником той очевидной вещи, что справедливость состоит не в том, сколько платят богатые, а в том, чтобы они вообще платили. В то время — а это ещё 90-е годы — система выдачи зарплат не то что у богатых, а у среднего класса и даже бюджетников была конвертная, чёрная, и налоги платили с каких-то формальных ничтожных денег. Государство ничего не могло с этим поделать.

Смысл введения плоской шкалы был в том, чтобы вывести деньги из тени, заставить платить хотя и не так много, но гарантированно.  13% — это разумная плата, и как раз  в этом случае принцип «заплати налоги и спи спокойно» хорошо работает. И когда эту шкалу ввели, собираемость налогов за короткий срок выросла раза в три.

С того момента предприниматели стали действовать легально, начислять себе легальную зарплату и почувствовали себя честными, нормальными гражданами. А то ведь было так, что какой-нибудь директор нефтяной компании, получал миллион долларов, а в зарплатной ведомости стояла сумма в десятки раньше меньшая, с которой он налог и платил. Это ненормально, когда элита получает зарплату в конверте и не платит налоги, — от такого положения вещей до разрушения страны один шаг.

Введение плоской шкалы — это было просто гениально, и вот эта 13%-ая мотивация продолжает действовать до сих пор. Я получаю белую зарплату, я плачу с неё налог, и потому имею право требовать от государства, чтобы и оно свои обязательства передо мной выполняло.

Но вот введение налога на километраж — это нечто прямо противоположное. Автомобиль — это не зарплата в конверте, его в кармане не спрячешь. Неважно, на кого он будет записан, — налог на него всё равно придётся заплатить, «Порше» за «Ладу» не выдашь. Сколько каких автомобилей есть — столько будет и налога, это автоматически считается, тут никаких усилий не нужно. И если директор нефтяной компании ездит на «Лексусе», ему придётся заплатить налог на «Лексус», а не на «Жигули».

Равный налог на дорогие и дешёвые машины по километражу (а ведь мелкому и среднему бизнесу часто приходится очень много ездить, у их машин пробег больше, чем у дорогих иномарок!) — это чисто фискальная мера, и она ударит по среднему классу, по наёмным работникам, вообще по основной массе населения. Это чудовищная мера. Надо предпринять все возможные шаги, чтобы этого не допустить. И так уже с голиковским ЕСН и прочими налогами средний класс, мелких и средних предпринимателей загнали в финансовый угол, а теперь вот ещё и налоговую нагрузку на дорогие автомобили собираются снизить и переложить на основную массу населения.