О чем не могут договориться Россия и США по Украине: Один пункт, где стороны «уперлись в бетонную стену»
Но вместе с тем явно обозначились и основные точки преткновения, конкретные пункты из «плана Трампа», по которым Россия и Украина пока не могут найти компромисс. Из-за них этот план и забуксовал.

ПЕРЕДАЧА ДОНБАССА
Как в непреодолимую «бетонную стену» стороны уперлись в вопрос территорий. В первую очередь — в передачу России оставшейся пока неосвобожденной части ДНР.
«То, из-за чего они буквально сейчас спорят, — это пространство примерно в 30–50 километров и 20% Донецкой области, которые остаются под контролем Украины», — откровенно рассказал госсекретарь США Марко Рубио телеканалу Fox News.
Помощник президента России Юрий Ушаков сразу после пятичасовых переговоров Владимира Путина и Уиткоффа с Кушнером в Кремле, подтвердил: «Территориальный вопрос поднимался на встрече».
А бывший теперь глава офиса президента Украины Андрей Ермак за день до своей отставки заявил: «Пока Зеленский президент, мы не отдадим территории. Он не подпишет отказ от земель. И никто не может этого сделать, если не хочет пойти против Конституции и украинского народа».
Первоначально «план Трампа» гласил, что России переходит весь Донбасс, целиком. Украина должна отвести свои войска из пока неосвобожденной части ДНР, но Россия свои — не вводить. Это должна быть демилитаризованная зона, но все же под контролем РФ.
ЗАЧЕМ РОССИИ ВЕСЬ ДОНБАСС
В этом принципиальном для Москвы пункте, как в русской матрешке, сразу три смысла: символический, политический и практический.
Символизм в том, что на оставшихся пока под контролем Украины 20% ДНР находятся ключевые города Славянск и Краматорск. Именно с них в 2014 году в Донбассе началась «русская весна». Завершить СВО освобождением Славянска — очень логично и символично. Кроме того, на этой территории, на живописном берегу Северского Донца, стоит Святогорская лавра — красивейший и мощнейший центр православия, сравнимый только со знаменитыми Киево-Печорской и Почаевской лаврами. Киевский режим уже арестовал Святогорского митрополита, подозревая его в симпатиях к России. Оставить лавру Украине — значит обречь ее на «зачистку» и передачу в руки раскольников.
Политический смысл освобождения всего Донбасса тоже очевиден — именно эта цель была одной из главных, ради которых Россия и начинала СВО — защитить ДНР от геноцида со стороны Украины. Поэтому освобождение 100% территории ДНР и ЛНР (Луганская народная республика уже полностью под контролем РФ) Россия уже сможет расценивать как свою победу в военном конфликте с Украиной и достижением одной из важнейших целей СВО.
Практический же смысл возвращения Славянска с Краматорском понятен в первую очередь жителям самого Донбасса.
Это не только довольно крупные и промышленно развитые города. От Славянска, из реки Северский Донец, идет большой водовод в Донецк. Его значение для столицы ДНР можно сравнить лишь с важностью водоканала из Днепра в Крым. Донецк сейчас задыхается без воды, ее дают по два дня в неделю. Потому что Украина сразу после начала СВО водовод из Северского Донца перекрыла, устроив Донецку водную блокаду. Так продолжаться, конечно, не может.
ПОЧЕМУ УКРАИНА НЕ ХОЧЕТ ОТДАТЬ СЛАВЯНСК
А вот тут причина одна. И она, конечно, не в Конституции Украины. В конце концов, Киев, вероятно, официально не признает передачу России и остальных территорий — ДНР, ЛНР и Новороссии, как когда-то и Крыма. Дело в другом.
Внутриукраинская пропаганда настолько погрузила страну в истерику, психоз и «войну до победного конца», что любой политик, приказавший вывести ВСУ с остатков Донбасса потеряет большую часть голосов на выборах. Его будут обвинять в предательстве. И в этих обвинениях потонут любые здравые голоса о том, что это минимально возможная уступка ради сохранения целостности остальной Украины, что если не отдать 20% Донбасса сейчас, через год положение ВСУ будет явно хуже и придется отдавать в придачу уже Харьков и Одессу.
А Зеленский хочет оставаться правителем Украины. Он надеется переизбраться на новый срок, чтоб обезопасить себя от антикоррупционного преследования и продолжать воровать миллиарды даже после окончания военного конфликта. Ведь США с Европой обещают жирные деньги на восстановление Украины.
Плюс националисты уже открыто угрожают Зеленскому физическим покушением, если он отведет войска из Донбасса. А националистов Зеленский боится даже больше, чем Трампа. Они отмороженные, могут и стрельнуть из толпы, и кортеж подорвать…
И избавиться от них, навести порядок в стране, Зеленский не может. Националисты — главный кулак на фронте и стержень антироссийского психоза в обществе.
Это же надо становиться мирной, цивилизованной, демократической страной. К этому ни сама Украина, ни ее покровители в Европе не готовы.
ЧТО ЕСЛИ НЕ ОТДАДУТ ДОБРОВОЛЬНО
Если Зеленский продолжит упорствовать и не согласится на вывод ВСУ из оставшейся под контролем Киева части Донбасса, ее придется освобождать силой. Это может отдалить заключение мирного договора на долгие месяцы. Потому что украинские войска несомненно постараются устроит из Славянска, Краматорска и других, оставшихся здесь более мелких городков очередные «фортеции», рассчитывая сидеть в них «до упора», как в Артемовске (Бахмуте), Авдеевке, Купянске или Красноармейске (Покровске).
Однако, проблемы у ВСУ нарастают как снежный ком. Особенно с нехваткой солдат. Фронт у Украинской армии уже проваливается — пока в отдельных направлениях, например на Запорожско-Днепропетровском. Но в любой момент это может превратиться в лавину, в обрушение всей обороны. И тогда Российская армия вряд ли остановится на границах ДНР. Фронт может быстро откатиться и до Днепра.
Комментарии