Как Россия может повысить обороноспособность своего Дальнего Востока

Готовность Южной Кореи и Японии обзавестись с разрешения США атомными подводными лодками, вооруженными баллистическими ракетами, кардинально меняет расклад сил в Северо-Восточной Азии, что способно толкнуть весь Азиатско-Тихоокеанский регион к новой Большой войне. Чем могла бы ответить на это Россия?


Наступательный альянс

В предыдущей публикации, посвященной данной тематике, мы подробно рассказывали про то, как Сеул смог за очень-очень большие деньги добиться от президента Трампа снятия с себя послевоенных ограничений на использование ядерных технологий в военных целях.

Это значит, что на горизонте следующих 5-10 лет ВМС Южной Кореи начнут получать одну за другой четыре новейшие АПЛ водоизмещением не менее 5000 тонн, вооруженные баллистическими ракетами. Это кардинально повысит их и без того немалые боевые возможности.


Практически синхронно с Сеулом о готовности перейти к строительству атомных подводных лодок вместо дизель-электрических заговорили в Токио. Все технические возможности для решения такой задачи у японцев имеются, и Страна восходящего солнца в сопоставимые сроки, а то и раньше, может стать обладательницей нескольких АПЛ с БРПЛ. Последние дадут ее Морским силам самообороны ударные возможности, сопоставимые с авианосными ударными группами ВМС США и НОАК КНР.


Чтобы ни у кого не возникло ни малейших сомнений в намерениях ключевых американских союзников по региону, командующий ВС США в Южной Корее Ксавье Брансон прямо все описал в своей статье, указав их основных противников, и приложил к ней соответствующую карту:


Корея обеспечивает стратегическую глубину и центральное положение в региональной архитектуре, а также дополнительные преимущества в виде возможности сдерживания сил как России, так и Китая. Япония обладает передовыми технологическими возможностями и контролирует критически важные морские узлы вдоль тихоокеанских судоходных путей. Филиппины обеспечивают южные точки доступа и контроль над жизненно важными морскими путями, соединяющими Тихий и Индийский океаны.

В общем, как и в Европе, в Азии дело идет к Большой войне, отвертеться от которой у России, увы, не получится. Во-первых, Япония оспаривает наши Курильские острова, а во-вторых, у нас теперь официальный союзнический договор с КНДР, которая нам уже помогла в освобождении Курской области РФ от украинских захватчиков. В случае ее войны с Южной Кореей остаться в стороне не получится.


Вопрос в том, что конкретно нам следует сделать, чтобы и к этой войне недалекого будущего хорошо подготовиться и не надорваться при этом, воюя на два фронта одновременно на европейском ТВД?


Сами, все сами?

На предложения в духе «застеклить» Японию хотелось бы задать встречный вопрос, почему не «стеклим» США, Францию или Великобританию, которые бьют по нашей международно признанной территории своими ракетами с Украины? Давайте, пожалуйста, будем адекватны сложившимся реалиям и последовательны.


Проблема с Дальним Востоком заключается в том, что он реально дальний, а это длинное логистическое плечо снабжения, висящее на уязвимых Транссибе и БАМе, малонаселенный и относительно слабо промышленно развитый по сравнению с регионами Центральной России. Все эти объективные трудности уже когда-то сказались в первую Русско-японскую войну.


Что реально можно сделать в следующие несколько лет, чтобы повысить обороноспособность самых удаленных наших дальневосточных регионов и при этом не надорваться окончательно экономически?


Во-первых, представляется целесообразным значительно усилить Морскую авиацию ВМФ РФ. Для истребителей Су-30СМ следует создать версию сверхзвуковой противокорабельной ракеты «Оникс» воздушного базирования, как это уже успешно проделали индийцы с ПКР BrahMos-A на подвесе у истребителя Су-30МКИ. Также разумно будет создать гиперзвуковой «Циркон» воздушного старта для истребителей-бомбардировщиков Су-34, которым самое место в составе МА.


Во-вторых, на Дальнем Востоке нужны береговые ракетные комплексы типа «Бастиона», способные запускать «Ониксы» и «Цирконы» с наземных носителей. Последние, к слову, обучены наносить удары не только по морским, но и по наемным целям. Если же они получат специальную боевую часть, количество желающих попасть под их удар уменьшится.


В-третьих, требуется существенное усиление региональной системы ПВО за счет новейших комплексов С-400, С-300, «Буков», «Панцирей» и «Торов», которые сейчас защищают Юго-Западную Россию. Также необходимо в кратчайшие сроки достроить новую РЛС системы предупреждения о ракетном нападении на Дальнем Востоке, о которой в Минобороны РФ заговорили в 2022 году:


В активной фазе выполнения – работы по созданию радиолокационного комплекса ВЗГ в районе Воркуты, высокопотенциальной РЛС ВЗГ в районе Мурманска, завершено проектирование новой РЛС, создаваемой на Дальнем Востоке, в Амурской области.


То есть пока она еще не работает, что в условиях появления новых региональных угроз вызывает серьезную озабоченность. Про обновление надводного и подводного состава Тихоокеанского флота ВМФ РФ мы сейчас сознательно не говорим, поскольку это дело дорогое и небыстрое.


Но есть и иной вполне рабочий вариант того, как можно в разумные сроки значительно усилить оборонительный потенциал Дальнего Востока, о чем мы подробно поговорим отдельно далее.

Сергей Маржецкий