«Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года». Константин Фёдорович Юон

«…А батальоны шли с передовой,
Шли на парад окопные солдаты!
Недаром в небесах аэростаты
Качали удивленно головой!
Кто может победить такой народ?..
Не забывайте сорок первый год!»
Друнина Ю.В., 1966
Творческая карьера выдающегося русского и советского живописца Константина Фёдоровича Юона (1875–1958) успешно развивалась в течение нескольких эпох. Окончив МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества), где его учителями были Константин Савицкий и Валентин Серов, Юон начинает работать в импрессионистической манере и духе символизма. Художник вступает в объединение «Мир искусства» и становится одним из основателей Союза русских художников.
В советский период Константин Фёдорович органично вписывается в официальную художественную жизнь. Юон становится приверженцем социалистического реализма. Его дарование наиболее полно раскрывается в пейзажной и исторической живописи. Здесь художник вкупе с достоверностью отражения исторических событий сочетает декоративность колорита.
Одним из самых значимых произведений в творчестве зрелого Юона стала картина «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года», к которой художник приступает той же зимой и представляет в 1942 году. Это полотно не просто фиксирует историческое событие, но и является глубоким художественным образом, наполненным суровым и символическим звучанием. Юон как очевидец этих драматических дней сумел передать в картине идею несгибаемости духа перед лицом опасности.
Художественное решение картины отличается монументальностью и строгостью. Композиция построена как широкоугольная панорама, охватывающая пространство Красной площади с движущимися ровными шеренгами солдат.
Направленность парадных расчетов формирует ясные линии схода выбранной Юоном перспективы. Сотни солдат удаляются почти на самую линию горизонта, которую создают силуэты Замоскворечья, тонущие в сиреневой дымке воздушной перспективы.
Важнейшим композиционным и смысловым элементом становится не только само действо парада, но и архитектурный ансамбль площади. Спасская башня и храм Василия Блаженного здесь предстают не как фон и декорации. Они — такие же действующие лица, свидетели тысячелетней русской истории и воинской славы. Покрытая снегом площадь, на которой собрались совсем немногочисленные зрители, и свинцовое, затянутое облаками небо создают ощущение тревожной сосредоточенности момента.
Безусловно, колористическое решение работы продиктовано мрачными оттенками приходящей в начале ноября 1941 года зимы, однако и здесь Константин Фёдорович применяет выразительную гамму. Сумрачные тона оживляются багряными и алыми пятнами. Сиреневое свечение мавзолея и красно-охристые стены Кремля вносят в полотно элемент торжественности, символизируя несломленное сопротивление врагу. Юон сознательно избегает индивидуальной прорисовки участников парада, растворяя личное в общем, создавая собирательный образ народа, объединившегося перед лицом смертельной угрозы.
Эта картина является не только хрестоматийным примером социалистического реализма в его панорамном, монументальном воплощении, но и настоящим историческим документом, передающим психологическое состояние общества в один из самых критических моментов Великой Отечественной войны.
Кирилл Николаевич Климов,
преподаватель кафедры истории и теории декоративного искусства и дизайна
Комментарии