Проблемы «зомби-трастов» в Лихтенштейне распространились на Карибы

Поставщики услуг на Британских Виргинских островах, Багамах и Каймановых островах предупреждают о неоплаченных счетах и заблокированных активах

 

Лихтенштейн принял более жёсткие меры в отношении трастов после того, как Министерство финансов США ввело более строгий режим санкций, чем ЕС © Фабрис Коффрини/AFP/Getty Images

 


 Преследование трастов, связанных с Россией, в Лихтенштейне начало распространяться на систему офшорных богатств, из-за чего поставщики услуг опасаются, что им не выплатят гонорары, а активы на Британских Виргинских островах, Багамах и Каймановых островах окажутся в затруднительном положении. 

В этом году в альпийском княжестве, которое является центром для фондов и трастов, произошла массовая отставка доверенных лиц и директоров из-за попыток княжества обеспечить соблюдение западных санкций в отношении России. 

В результате появились сотни «трастов-зомби» — структур, в которых хранится всё, от наличных денег до суперяхт, связанных с Россией, — и нет никого, кто имел бы право управлять активами или выполнять базовые функции. 

По мнению экспертов, паралич распространил проблемы на другие юрисдикции, в которых действовали трасты.


 
 Офшорные корпоративные агенты и финансовые консультанты, в том числе на Каймановых островах, Багамах и Британских Виргинских островах, где у многих лихтенштейнских трастов есть дочерние компании, предупреждают, что компании вскоре перестанут платить ежегодные регистрационные сборы и не смогут принимать инвестиционные или управленческие решения. 

Лихтенштейнский траст часто является основным акционером компании, зарегистрированной, например, на Британских Виргинских островах, которая, в свою очередь, может владеть другой компанией, зарегистрированной, например, на Багамах, что позволяет избежать уплаты различных налогов, таких как налог на прирост капитала и НДС. 

Многие из этих активов не могут управляться самостоятельно и зависят от распоряжений доверенных лиц в Лихтенштейне, которые определяют, кому платить зарплату, покрывать расходы на страхование и предоставлять другие управленческие услуги. 

«Из-за многоуровневой структуры этих трастов возникает эффект домино. Неэффективное управление этими бесхозными структурами будет иметь последствия не только в Лихтенштейне — речь идёт не только о получении выплат, но и о возможности обращаться к людям для принятия инвестиционных решений в отношении активов», — сказал Йоханнес Гассер, партнёр Gasser Partner, одной из крупнейших юридических фирм Лихтенштейна. 

«От того, как Лихтенштейн справится с этой ситуацией и решит её, зависит многое». Один финансовый консультант, непосредственно знакомый с ситуацией на Британских Виргинских островах, сказал, что если компании не смогут платить ежегодные взносы и будут ликвидированы, то их активы перейдут в собственность местных властей. 

На Британских Виргинских островах это означало бы, что они будут находиться под юрисдикцией Великобритании до тех пор, пока компания не будет восстановлена в судебном порядке. 

Лихтенштейн принял более жёсткие меры в отношении трастов после того, как Министерство финансов США ввело более строгий режим санкций, чем ЕС, пригрозив вторичными санкциями в случае, если доверительный управляющий будет обслуживать физическое или юридическое лицо, внесённое в санкционный список. 

В прошлом году Управление финансового рынка Лихтенштейна рекомендовало доверенным лицам — физическим или юридическим лицам, имеющим законное право управлять активами от имени других лиц, — прекратить сотрудничество с потенциально уязвимыми клиентами, даже если они не попали под санкции. Власти Вадуца заявляют, что проблема локализована.

 

В заявлении правительства, опубликованном в этом месяце, говорится, что число юридических лиц, связанных с Россией, составляет 218, из которых 71 считаются «бесхозными» — неспособными действовать, поскольку их попечители или директора ушли в отставку. В заявлении говорится, что в отношении остальных 147 трастов продолжается расследование.

 Однако юристы, с которыми связалась Financial Times, подсчитали, что до 800 организаций могут быть связаны с Россией и пострадать от санкций. Правительство Лихтенштейна не сразу ответило на запрос о комментарии. Два юриста, контактирующие с офшорными компаниями на Каймановых островах и Британских Виргинских островах, сообщили, что предпринимались попытки найти способы поглотить часть активов неуправляемых структур в Лихтенштейне и найти законные способы взять их под контроль и решить проблему, но пока безуспешно. 

Другой юрист из Лихтенштейна сообщил, что в этом месяце с ним связался консультант с Багамских островов по этому вопросу. «Человек обеспокоен тем, что, если его лихтенштейнский траст будет ликвидирован, багамская компания, которой он в конечном счёте владеет, просто прекратит своё существование, потому что никто не сможет действовать от её имени». 

По словам двух юристов, участвовавших в процессе, ситуация ухудшилась после того, как в сентябре Коллегия адвокатов Лихтенштейна поручила юристам не представлять интересы лиц, внесённых в санкционный список США. Это указание, призванное защитить практикующих юристов от вторичных санкций, фактически лишило некоторых клиентов юридической поддержки. 

«В Лихтенштейне становится всё напряжённее. Такой радикальный подход означает, что у нас больше не может быть российских клиентов — даже если они не внесены в список или не являются подсанкционными лицами, — сказал один из юристов. — Это становится глобальной проблемой».