Кому писан собачий закон?

Наши народные избранцы то и дело радуют нас максимально странными законодательными инициативами. То предлагают снизить возраст согласия, чтобы школьницы беременели, то ограничить женщинам доступ к высшему образованию, то, вот, докопались до домашних питомцев. Как заводчик собак, инструктор по их дрессировке и судья собачьих соревнований, я в глубоком недоумении.

Прежде всего, данный законопроект противоречит ряду статей Конституции и не может быть реализован без существенного изменения Основного закона нашей страны.

Статья 25 о неприкосновенности жилища

Конституция гарантирует неприкосновенность жилища. Любые проверки количества животных требуют незаконного вторжения в частное жилище без разрешения владельца.

Статья 35 о праве собственности

Право личной собственности охраняется законом. Домашние животные являются личной собственностью граждан. Ограничение количества питомцев фактически является ограничением права собственности.

Статья 19 о запрете имущественного ценза

Конституция запрещает установление имущественного ценза/ Предлагаемые ограничения (18 квадратных метров на животное) фактически привязывают количество животных к площади жилья и материальному положению гражданина.

Налицо дискриминация: количество питомцев зависит от имущественного положения хозяина, что нарушает принцип равенства прав.

Статья 23 о защите частной жизни

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни. Решение о количестве и выборе питомцев является вопросом частной жизни гражданина. Государство не имеет права вмешиваться в этот вопрос без веских оснований. (Когда таковые есть, власти почему-то не вмешиваются. Например в Нижнем Новгороде, профессор кафедры уголовного права местного университета Галина Петрова и работавший с ней сын забили десятки животных, над которыми Петров-младший проводил изуверские эксперименты при полном равнодушии полиции – ред.)

К чему приведет данный законопроект? Реализовать на практике его невозможно – он противоречит Конституции. Зато вполне возможно с его помощью расколоть общество и закошмарить самые незащищенные категории граждан – например, одиноких пожилых людей, которые слабо разбираются в юридических тонкостях и, услышав об угрозе их любимым питомцам, просто слягут с инфарктом.

А как быть владельцам племенных сук? Щенки ведь не разлетаются как горячие пирожки, они засиживаются у заводчика иногда до 6-8 месяцев, а то и до года. Что делать заводчикам – отдавать засидевшихся породных щенков перекупщикам?!

Кто же эти прекрасные как рассвет люди, выдвигающие законопроекты, перпендикулярные реальности? Что они вообще знают о предмете, по поводу которого занимаются законотворчеством? Примерно ничего.

При чем тут фигурирующий в законе рост собаки в холке?! Самые кроткие и человеколюбивые породы – крупные лабрадор, золотистый ретривер, ирландский и шотландский сеттеры, бернский зенненхунд, а также гиганты собачьего мира - ирландский вольфхаунд, немецкий дог, ньюфаундленд, сенбернар.

Одни из самых свирепых и агрессивных собак – маленькие ягдтерьеры. И таксы, представьте себе, охотничьи собаки, а вовсе не диванные. А «милые булочки» корги – вообще-то овчарки, с крупными, острыми овчарочьими зубами. К тому же с ними охотятся, у королевы Елизаветы была целая свора корги для охоты на лис.

А совсем небольшой питбуль – бойцовая собака, он гораздо опаснее, чем более крупные ротвейлер или кане корсо. Потому что его назначение – кровавые собачьи бои. Об этом говорит название породы: «пит» – это специальная яма, в которой любители боев стравливали собак.

Есть крупные породы, специально выведенные для комнатного содержания – немецкий дог, бульмастиф, доберман, кане-корсо. Они гладкошерстные, легко простуживаются, и содержать их можно только в квартире, а выгуливать в холода – в попонках.

Вот кого уж точно не следует заводить «на диван», так это мелких овчарок – пули, пуми, бордер-колли, аусси и т.п. Они энерджайзеры, «заточенные» под такой объем физической активности, который собаковод-любитель не сможет обеспечить. Для этого придется уволиться с работы и целый день носиться с собакой, как электровеник.

Когда говорят, что-де пастушьи собаки не подходят для содержания в квартире, важно понимать, что, например, алабай – не пастушья, а чабанская собака. Охранная. И ему нет разницы, что охранять – отару, частный дом или городскую квартиру. Причем многолетний положительный опыт содержания этих собак в квартире позволяет мне утверждать, что они прекрасно себя чувствуют, очень рады быть полноправными членами семьи, участвовать во всех домашних делах. И, что характерно, занимают очень мало места – потому что большую часть суток спокойно лежат, внимательно наблюдая за происходящим.

Так что размер не имеет значения. Имеет значение породный характер, назначение породы (охота, пастьба, охрана, сопровождение) и особенности содержания.

Есть породы, которые не предполагают одиночного содержания. Таковы русские псовые борзые, которых держат парами и тройками, самоеды и хаски – это же ездовые лайки, их традиционно содержали целыми упряжками. В одиночестве у этих собак развиваются неврозы и деструктивное поведение. Есть и другие особенности. Например, тибетские мастифы очень умны и склонны к побегам. Тибету во дворе скучно, он рано или поздно разрушит любой вольер, перепрыгнет любой забор и отправится на поиски приключений. А в квартире они прекрасно живут, так как им достаточно пищи для ума при совместной жизни с хозяином в качестве членов семьи. Мои даже гулять не особо любят, приходится их подбадривать.

Нужно понимать: потенциальная угроза (или ее отсутствие) для окружающих связана с породными особенностями собаки, ее происхождением, назначением, традиционными условиями содержания.

Поясню на примерах. Немецкого дога создавали энтузиасты-аристократы для аристократов же, поэтому о неприхотливости говорить не приходится – доги требовательны к условиям содержания, им нужно много места, тщательный уход, много движения. Зато они отличаются мягким характером, человекоориентированны, так как дворянин желал получать удовольствие от совместной жизни с любимцами.

Сторонники ограничений любят ссылаться на конфликты с соседями. Мол, в городе владельцев больших собак недолюбливают, потому что их питомцы лают, пугают своим видом, справляют на газонах естественные надобности, оставляют в лифте следы грязных лап и т.д., а в частном доме зато – лепотааа! Никто и слова вам худого не скажет!

Это неправда. Я была заводчицей САО. И крайне неохотно продавала своих щенков в частные дома, потому что нескольких из них отравили (в том числе Юного Чемпиона НКП), а одного застрелили. Все эти собаки погибли от рук соседей своих хозяев. Которые завидовали (ишь, зажрались, псину высокопоставленную чемпионскую какую-то завели!) или просто искали, к чему придраться. А еще собаки – вы не поверите – лаяли. Да, представьте себе, лай точно так же бесит деревенских соседей, как и городских. Только разница в том, что дворовая собака от скуки орет гораздо громче и чаще, чем домашняя. У пса, сидящего во дворе, нет никаких развлечений и занятий – только полаять или удрать.

А удрав со двора, пес, может, и не набросится на прохожего, но почти наверняка утащит курицу или мелкую живность. И после этого ему не жить. Я серьезно.

Деньги вопроса не решат, собаку почти наверняка застрелят-отравят-убьют еще каким-нибудь изуверским способом. Потому что породистая собака – это про барские вытребеньки, а скотина – это про выживание. Деревенская психология, ее не перебороть.

А конфликты возникают просто потому, что многие люди злобноваты, подловаты, завистливы. Если сосед не держит ротвейлера, с ним поссорятся из-за парковки. Или из-за громкой музыки. Или из-за перфоратора.

И последнее. Безусловно, существуют породы, нетерпимые к посторонним – кавказская овчарка, например. Да, кавказец не оценит, если, встретив на улице, вы захотите его погладить. Но истерические призывы «приравнять владение такой собакой к оружию» – манипуляция! К оружию можно приравнять только специально обученную и вызлобленную собаку, полицейскую или состоящую на военной службе, но никак не обычного представителя породы, живущего у обычного гражданина. Необученная собака обычно даже не умеет кусаться – она щиплется. Меня однажды укусил кавказец на выставке, синяк поставил. Какое же это «оружие»?

Имеет смысл ввести лицензирование для собаководов, желающих пройти с питомцем такое обучение. А принеси-ка, товарищ, справку от соответствующего доктора, что, вызлобив своего ротвейлера, ты не примешься натравливать его на прохожих! Это – да. Имеет также смысл возродить практику инструктажа для людей, впервые желающих приобрести щенка охранной породы. Такая практика существовала в СССР в системе ДОСААФ.

Елена Цыганова