Сталин, как настоящий русский патриот. Он стоял у истоков формирования идеологии патриотизма в СССР

Ну, как-то не очень хочется признавать (ко всему прочему), что ОН еще стоял и у истоков формирования идеологии патриотизма в СССР. Той самой, что очень сказалась в годы Великой Отечественной, когда на борьбу с врагом поднялся, без всякого преувеличения, весь народ - и старые, и совсем юные, школьного возраста. Имена этих героев известны.

ОН - это Иосиф Виссарионович Сталин.


Каким же образом формировалась патриотическая идеология в Советском Союзе?

Был период, когда в руководстве партии большевиков гораздо больше, нежели о своей стране, думали о мировой революции и т.д. Это была такая "визитная карточка" элиты "ленинской гвардии".

Но так было до тех пор, пока не начались масштабные кампании по привлечению новых кадров в ряды ВКП(б). После этого ситуация в партии стала меняться.
Новые члены партии из числа рабочих и крестьян не очень-то на "ура" воспринимали красивые, благостные рассказы о грядущей мировой революции, о помощи пролетариату других стран и т.д., и т.п. И не очень-то они, в своей массе, готовы были жертвовать жизнями ради некоего "светлого завтра" где-то уж совсем в далеких, далеких краях.

Гораздо больше новых членов партии интересовали реальные, конкретные дела в своей собственной стране. И хоть и изучались на всевозможных курсах работы Карла Маркса и Фридриха Энгельса, но к ним обучающиеся по большей части оставались равнодушными.

К слову - в работах Маркса и Энгельса, прямо стоит сказать, довольно прохладно (это мягко говоря) говорилось о русских и о России.

Кроме этого, вызывали у молодых членов партии (молодых не по возрасту, а по сроку партийного стажа) неоднозначную реакцию те самые "ленинские гвардейцы", носившиеся везде и всюду с идеями о скорой всемирной пролетарской революции, о необходимости во имя ее пойти на новые жертвы и т.п.
Стоит прямо сказать, что в то время интернационализм, хоть и был важной составляющей в идейно-воспитательной работе с молодыми членами партии, но был далеко не на первом месте.

Это изменение очень точно уловил и понял Сталин. С середины 1920-х годов он стал связывать планы и задачи с набирающим силу мнением в партийных рядах. Молодому партийному пополнению были совсем чужды разговоры о какой-то неполноценности русских при осуществлении марксистских замыслов, поэтому Сталин делает упор на национальные мотивы.

Стоит отметить, что в 1917-1920-е годы он мало отличался от других членов партии по отношению к мировой революции.
Но, вот, чем отличался Сталин от других руководителей - он совершенно не был закостенелым в своем развитии, не был ортодоксом, а всегда учился, развивался. Так и в этот раз - генеральный секретарь ЦК постепенно стал менять свою позицию и постепенно становится поклонником всего русского.

Но до начала 1930-х годов его позиция не слишком была видна и не очень бросалось в глаза - она только осмысливалась и окончательно формировалась. Да и открыто пойти на разрыв со старой "ленинской гвардией", сохранявшей на тот момент еще свое влияние и значение, пока не было первоочередным в планах Сталина.

Впервые о своих новых взглядах Сталин дал понять в начале 1930-х годов. Тогда довольно широкий резонанс получила история с поэтом Демьяном Бедным.

В те годы известный советский поэт Демьян Бедный пользовался большим расположением со стороны власти. Как знаки этого - полученная квартира рядом с Кремлем, выделенная ему дача с большим садом, переданный в личное пользование автомобиль, а также регулярные приглашения на встречи с партийным руководством.
У Демьяна Бедного был диабет и когда у него случилось серьезное обострение, решением ЦК его отправили на лечение в Германию.
Поэт, к слову, собирал книги, в итоге стал обладателем одной из крупнейших частных библиотек в СССР - свыше 30 тысяч томов! К услугам библиотеки Демьяна Бедного прибегал периодически и сам Сталин. А вообще у них сложились довольно неплохие отношения.

Демьян Бедный избирался депутатом Моссовета, а 1929 году, когда в Тамбовской губернии началось массовое колхозное движение, он был туда направлен уполномоченным по проведению коллективизации в один из районов.

Стихотворный стиль Демьяна Бедного - очень простой язык, легко запоминающиеся строчки, он как бы разговаривал с читателем. Юмор стихов скорее добродушный.
После Октября 1917 года Бедный стал активно писать стихи по дискредитации исторического прошлого страны.

Бедный писал о лени русских, что удел России - "тащиться в хвосте у Америк и Европ". И, если ничего не переделать, не сломать старую историю, не выбросить ее на свалку, то дело социализма будет провалено.

Но, несмотря на все заслуги Демьяна Бедного, 6 декабря 1930 года постановлением ЦК были осуждены его фельетоны "Слезай с печки" и "Без пощады", опубликованные в партийном рупоре - в газете "Правда".
Отмечено, что в этих фельетонах прозвучало огульное охаивание „России“ и „русского“.

Демьян Бедный писал о лени - "наследии всей дооктябрьской культуры", а также о том, что в чести у русских только сладкий храп и "похвальба пустозвонная" -

Из книги стихов Демьяна Бедного "Слезай с печки". Источник изображения - https://imwerden.de/pdf/demyan_bedny_slezaj_s_pechki_1930__ocr.pdf

Особенно зло он высмеял патриотизм прошлых эпох -

"…Нет Минина, "жертва" была не напрасной,
Купец заслужил на бессмертье патент,
И маячит доселе на площади Красной,
Самый подлый, какой может быть, монумент!
……………………
Крепкий Минин стоит раскорякой,
Перед дворянским кривлякой,
Голоштанным воякой,
Подряжая вояку на роль палача.
И всем видом своим оголтело крича:
— В поход, князь! На Кремль! Перед нами добыча!
Кричит с пятернею одной у меча, а другой пятернею тыча,
На гранитный надгробный шатер Ильича!!! …

...На краски октябрьского чудо-парада,
Ухмыляяся бронзовым взором глядят,
Исторически два казнокрада,
Никакой тут особенно нет новизны,
Патриоты извечно по части казны,
Неблагополучны.
Патриотизм с воровством неразлучны,
Разберись ныне, кто вороват

Сам Димитрий Пожарский,
Или Димитрия брат!"...

Поэт считал, что если хочет узнать правду о прошлом, надо обратиться к известному историку М.Н.Покровскому, а памятник Минину и Пожарскому следует обязательно снести.

Демьяну Бедному вторил другой поэт - Джек (Яков Моисеевич) Алтаузен -

"...Я предлагаю
Минина расплавить,
Пожарского.
Зачем им пьедестал?
Довольно нам
Двух лавочников славить,
Их за прилавками
Октябрь застал.
Случайно им
Мы не свернули шею.
Я знаю, это было бы под стать.
Подумаешь,
Они спасли Расею!
А может, лучше было б не спасать?...

Театральный критик Владимир Блюм, писавший под псевдонимом "Владимир Садко" опубликовал 27 августа 1930 года в газете "Вечерняя Москва" статью - "Пора убрать исторический мусор с площадей". Вот такие там были слова -

"...В Москве, напротив Мавзолея Ленина, и не думают убираться восвояси „гражданин Минин и князь Пожарский“ — представители боярского торгового союза, заключенного 318 лет назад на предмет удушения крестьянской войны...".


Буквально несколько слов о судьбе этого Блюма-Садко.
Он активно продолжал высказывать свою "озабоченность" по поводу поворота к русской дореволюционной истории.
В начале 1939 года публично выразил свое неприятие возрождающейся в исторической науке и в искусстве "националистической риторике царского времени". Жаловался на то, что посвященные прошлому кинофильмы последних лет, мол, указывают на это.
Блюм даже написал по этому поводу письмо Сталину, утверждая, что современное изучение российского прошлого "начинает у нас получать все черты расового национализма".
К слову - Блюм не раз писал о недопустимости театральной постановки одного из самых любимых спектаклей Сталина, на который он ходил много раз - "Дни Турбиных".
Вот так, ни больше, ни меньше! И что "кровавый диктатор"? Стерли Блюма в "лагерную пыль"? Нет - в ответ на его послание, Блюма отправили ... на пенсию. А с началом Великой Отечественной Блюм уехал в эвакуацию в Ташкент, где вскоре и скончался в возрасте 64 лет.

Возвращаемся к Демьяну Бедному. Он был очень сильно обескуражен после критического постановления ЦК и ... пожаловался самому Сталину. Мол, несправедливо и все такое прочее. Однако, неожиданно для себя получил резко критического содержания ответ.

Выдержки из письма Сталина -ТОВ. ДЕМЬЯНУ БЕДНОМУ

Демьян Бедный,

...Вы расцениваете решение ЦК, как "петлю", как признак того, что "пришёл час моей (т.е. Вашей) катастрофы". Почему, на каком основании? ...

...Десятки раз хвалил Вас ЦК, когда надо было хвалить. Десятки раз ограждал Вас ЦК ... от нападок отдельных групп и товарищей из нашей партии ... Вы всё это считали нормальным и понятным. А вот, когда ЦК оказался вынужденным подвергнуть критике Ваши ошибки, Вы вдруг зафыркали и стали кричать о "петле".
На каком основании? Может быть, ЦК не имеет права критиковать Ваши ошибки? Может быть, решение ЦК не обязательно для Вас? Может быть, Ваши стихотворения выше всякой критики? Не находите ли, что Вы заразились некоторой неприятной болезнью, называемой "зазнайством"? Побольше скромности, т. Демьян...

В чём существо Ваших ошибок? Оно состоит в том, что критика недостатков жизни и быта СССР, критика обязательная и нужная, развитая Вами вначале довольно метко и умело, увлекла Вас сверх меры и, увлёкши Вас, стала перерастать в Ваших произведениях в клевету на СССР, на его прошлое, на его настоящее...

... Руководители революционных рабочих всех стран с жадностью изучают поучительнейшую историю рабочего класса России, его прошлое, прошлое России, зная, что кроме России реакционной существовала ещё Россия революционная, Россия Радищевых и Чернышевских, Желябовых и Ульяновых, Халтуриных и Алексеевых. Всё это вселяет (не может не вселять!) в сердца русских рабочих чувство революционной национальной гордости, способное двигать горами, способное творить чудеса.

А Вы? Вместо того, чтобы осмыслить этот величайший в истории революции процесс и подняться на высоту задач певца передового пролетариата, ушли куда-то в лощину и, запутавшись между скучнейшими цитатами из сочинений Карамзина и не менее скучными изречениями из "Домостроя", стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения ... "лень" и стремление "сидеть на печке" является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит и - русских рабочих, которые,
 проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими. И это называется у Вас большевистской критикой! Нет, высокочтимый т. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата.

И Вы хотите после этого, чтобы ЦК молчал! За кого Вы принимаете наш ЦК?...

... Вот в чём дело и вот чего Вы не хотите понять.
В этом суть, а не в пустых ламентациях перетрусившего интеллигента, с перепугу болтающего о том, что Демьяна хотят якобы "изолировать", что Демьяна "не будут больше печатать" и т. п.

И. Сталин,
12 декабря 1930 г.


Сталин высказался определенно - позорить на весь мир Россию недостойно!

Этот эпизод, сильно озадачивший и смутивший тогдашнюю элиту партии большевиков, не стал исключением, как того желали многие из числа "ленинских гвардейцев".

В следующем, 1931 году, в письме в редакцию журнала "Пролетарская революция" Сталин неожиданно для многих провозгласил именно русских большевиков эталоном коммунистов -

"...являлись единственной в мире революционной организацией, которая разгромила до конца оппортунистов и центристов и изгнала их вон из партии..."


Стержнем политики Сталина становится провозглашение патриотизма краеугольным камнем в идеологии.

Уже в 1934 году в статьях в "Правде" писали, что для советских людей

"...нет ничего дороже в жизни, чем своя родная страна, освобожденная от ига помещиков и капиталистов, а именно наша земля, как родная мать, своими соками вскармливающая прекрасные всходы новой счастливой жизни..."

Совершенно обалдевшая от таких заявлений эмигрантская пресса испытала самый настоящий шок. Газета меньшевиков "Социалистический вестник" написал о полном перерождении большевиков, о предательстве ими марксистского учения.
Деятели русской эмиграции были просто потрясены реабилитацией слова "РОДИНА"! Они прямо напоминали - это слово было знаменем белогвардейцев! И сильно радовались - мол, такая перемена в оценках свидетельствует о скорой окончательной гибели большевистской революции.

А "Правда" активно продолжала процесс по созданию патриотических установок -

"...Любить свою великую, свободную Родину значит знать ее, интересоваться ее прошлым, гордиться ее светлыми, героическими страницами и ненавидеть ее угнетателей, мучителей..."

Или -

"...беззаветная сознательная любовь к родине подразумевает, что надо хорошо знать ее сегодня и вчера, ее замечательную историю..."

Такой подход потребовал коренной переоценки отечественного прошлого. Говорить исключительно в негативных тонах о русской истории стало совершенно не к месту.
Резкой критике подверглась историческая школа М.Н.Покровского, определявшая тогда направление в советской исторической науке. Сам Покровский серьезно заболел и больше года, до самой кончины, был прикован к постели.

Он умер в апреле 1932 года, не увидев полного демонтажа своего наследия. А оно оказалось чуждым набиравшему силу патриотизму.

Патриотизм, восхваление российского исторического прошлого явилось фундаментом новой идеологии. "Правда" писала о бескорыстной помощи, которую оказывает Россия братским народам страны -

"… все нации, освобожденные от капиталистического рабства, питают чувства глубочайшей любви и крепчайшей дружбы к русским братьям… Русская культура обогащает культуру других народов. Русский язык стал языком революции. На русском языке писал Ленин, на русском языке пишет Сталин. Русская культура стала интернациональной ... она самая передовая, самая человечная, самая гуманная".

Проще говоря, русский народ объявлялся "старшим среди равных" и им гордятся, как гордятся авторитетным старшим братом.

В новой идеологии уживались интернационализм и патриотизм. Это хорошо видно на примере нашего великого поэта А.С.Пушкина.
В Советском Союзе признание Пушкина величайшим русским поэтом и писателем произошло в начале 1930-х годов. До этого он считался типичной обслугой правящего дворянского класса.

А уже к 1937 году - к столетию со дня гибели поэта - процветал его культ.
Пушкина стали называть подлинным сыном русской земли, все его творчество связано с ней. Его произведения близки всем, даже тем, кто прежде не слышал о нем. Пушкин принадлежит русской нации, но его гений - интернационален.

Выходило так, что постепенно сформировалось новое издание марксизма, где идея о мировой революции отодвинута довольно далеко. Именно русский народ, как говорилось, трудится и прокладывает путь в светлое завтра, а совсем не питает надежд на победу революции в каких-то далеких странах. У русского народа своя бесценная культура и свое великое героическое прошлое!

О подобном даже помыслить нельзя было при царизме. Он не позволил бы никому развернуться во всю патриотическую удаль. И именно при Сталине патриотизм наконец обрел силу.

Такой переход на новый идеологический путь не мог не поражать. И партийная элита, что стала таковой со времен Ленина, не могла существовать в подобной атмосфере.
А вот новые члены партии с готовностью приняли такую государственную патриотическую доктрину. Вот так ее создатель и стал их подлинным вождем.

Но самое любопытное - этот патриотический поворот происходил абсолютно вне религии, без которой, как казалось ранее, утверждение каких-либо национальных приоритетов совершенно немыслимо. Национальное возрождение в данном случае не подразумевало РПЦ.
Очевидно, коммунисты того времени, особенно молодые члены партии, совсем не считали ее не только своей, но и имеющей совсем далекое отношение к подлинному русскому духу.

Отсюда следует логичный вывод - понятие "русский" имеет значительно более сложную природу, чем это представляется многим нынешним "патриотам", не мыслящим жизнь русского народа без РПЦ, о чем они постоянно и вещают.
________________________

Статья написана на основе ряда работ замечательного российского историка, профессора МГПИ, специалиста по истории СССР 1950-1960-х годов, доктора исторических наук Александра Владимировича Пыжикова.

Путешествуем в Историю вместе

25 сентября 2023