А вы на русского не похожи

На модерации Отложенный

На днях пошел гулять с сыном. На детской площадке народу было немного, мы угнездились на карусели и неспешно крутились в разные стороны. Через пару минут на карусель взобрались двое детей. Мальчик и девочка, обоим года по четыре. Оба смуглы и брюнетисты. Сидим, крутимся, минуту, две.

Дети смотрят на меня так пристально, что следователь позавидует. Еще через минуту не выдерживают и едва ли не хором выпаливают: «А вы русский?»

От неожиданности я даже растерялся. «А это имеет значение?» — говорю. Дети засмущались, заерзали. «Ну да, и вы на русского не очень похожи, вы даже очень такой нерусский», — отвечают.

Только я открыл рот, чтобы спросить, с чего их вообще это интересует, как моих собеседников позвали родители. Тоже брюнетистые и смуглые, явно прибывшие в столицу несколько лет назад откуда-то из Средней Азии.

Про русскость меня спрашивают не то чтобы часто, но регулярно. В основном подвыпившие мужики славянской внешности, которых тянет на патриотические разговоры или лихие алкогольные приключения. Их интерес понятен, либо помериться любовью к Родине и березкам, либо поучить жизни неруся, либо набить морду понаехавшим, как пойдет.

Как от них отбиваться и чего ждать, я знаю хорошо, но теперь с таким же вопросом обращаются ко мне и вполне себе трезвые дети, причем самых разных национальностей. И что делать с этим, я не понимаю совершенно.

Года полтора назад маленький светловолосый мальчик в супермаркете показал на меня пальцем и спросил у своего отца: «Папа, а это черно...пый?» С отцом ребенка тогда была проведена воспитательная беседа в крайне жестком тоне.

Я больше всего возмущался тому, что он учит ребенка делить людей на категории по цвету волос или глаз. Папаша искренне недоумевал: «Чего, мол, такого, я ребенка учу своих от чужих отличать, чтобы он в беду не попал, все правильно делаю. Ну а за то, что вас обозвал, простите, не сразу ж видно, кто вы такой».

Да, видно не сразу, остатками прически я темен, кожей смугл и вообще не Финист — Ясный сокол. Ночью можно и за араба принять.

Но дело не в цвете частей тела и растительности, а в том, что родители учат своих детей с малолетства жить в системе координат «свой-чужой».



Раньше, во времена моего советского детства, национализма в стране хватало, но он был приобретенным. К 25 годам у среднего советского человека вырабатывалась неприязнь, например, к жителям Кавказа, потому что они торгуют цветами и у них всегда есть деньги на ресторан и девушек. Взаимная неприязнь объяснялась вполне бытовыми причинами.

Сегодня же ситуация иная. Российский ребенок, проживший на свете пять лет, не может ненавидеть или любить какую-то нацию. Он вообще еще плохо понимает, что это такое, ему не могли сделать страшного зла ненцы, аварцы или узбеки.

Но родители убеждают его, что ненавидеть надо, потому что они «чужие». Внятно объяснить, за что, почему, кого конкретно, такие папа с мамой не могут, мозгов не хватит. Поэтому придумывается простой алгоритм вырабатывания направленной неприязни — пресловутый цвет волос, глаз, форма носа. Это, к счастью, не все россияне, но их очень и очень много.

И это вынуждает к определенному поведению россиян в первом поколении. Обосновавшиеся в Москве мигранты из Средней Азии, Закавказья, арабских стран учат своих детей маскироваться. Изображать из себя «русских-русских», представляться не сложными для неподготовленного уха традиционными именами, а их русскими аналогами, носить одежду с российским флагом или каким-нибудь двуглавым орлом на видном месте.

Некоторые и фамилии меняют, как во времена сталинской борьбы с космополитизмом, чтобы не дай бог кто не показал пальцем.

Так и живем. Одни учатся ненавидеть с рождения, вторые — маскироваться. И те и другие своими действиями формируют поведение друг друга, правила выстраивания отношений. Власть во всем этом не участвует, она запускает федеральные программы про толерантность и терпимость, вводит экзамены для гастарбайтеров на знание русской речи. Короче, живет, как всегда, в параллельной реальности, которая никак не пересекается с суровой действительностью.

А четырехлетние дети пристально вглядываются в незнакомых людей на улице, пытаясь понять, свой или чужой.