Корабль дураков ЕС столкнулся с айсбергом

Зарубежное досье

Евросоюз напрасно мнит себя сверхдержавой – так больше не может продолжаться, пишет норвежский публицист в блоге Steigan.no. Европа катится под откос под влиянием внутренних и внешних кризисов. Развязанный ею конфликт на Украине и махровая русофобия стали последней каплей.

Судя по поведению Еврокомиссии, она мнит себя сверхдержавой. С 450 миллионами жителей и обширным внутренним рынком может показаться, что так оно и есть. Но ЕС потерпел неудачу на собственном поле. Дальше все покатится под откос, и внутренние конфликты в сочетании с мощными мировыми силами, которые раздирают союз извне, станут последней каплей. Тогда-то Брюссель осознáет, что его 450 миллионов – это меньше трети населения Китая и Индии (взятых по отдельности), и что невозможно жить идеологической мечтой под властью продажной бюрократии и в полном отрыве от объективной реальности.

Мы уже видим подтверждение того, что в военном отношении ЕС никакая не сверхдержава. Коалиция не больно-то желающих не смогла привлечь на свою сторону даже Южную и Центральную Европу. Три ее штурмбандфюрера – Великобритания, Франция и Германия – едва сводят концы с концами и с трудом выполняют свои социальные обязательства, не говоря уже о том, чтобы послужить альтернативой БРИКС и Глобальному Югу (или даже США, если уж на то пошло).

Давайте же рассмотрим многочисленные кризисы ЕС.

От добровольного самоистязания коронавирусной диктатурой до поражения на Украине

Финансовый кризис 2008 года принес ЕС значительные экономические потери, но Германия сохранила и упрочила свои позиции в союзе. Десятилетие с 2010 по 2020 год было отмечено стагнацией, а миграционный кризис 2015 года положения явно не улучшил.

В 2020 году ЕС, как и весь остальной мир, ввел безумный карантин, который, по сути, стал глобальным заговором финансовых магнатов с целью экспроприации десятков триллионов долларов из национальных бюджетов по всему миру.

Реальный ВВП Европейского союза сократился на величину от 6,1% до 8,3%, и это стало глубочайшей рецессией со времен Второй мировой войны. В 2020 году совокупный ВВП блока потерял от 800 миллиардов до 1,1 триллиона евро из общей суммы в 13,5 триллиона евро. Во втором квартале 2020 года наблюдалось самое резкое падение – на 11%.

Около 49% предприятий ЕС в 2021 году столкнулись с падением продаж, при этом 20% ожидают безвозвратной потери рабочих мест. Международная организация труда (МОТ) в 2020 году оценила глобальные потери в 400 миллионов рабочих мест на условиях полной занятости, и это не могло не коснуться ЕС.

Энергетическая катастрофа по идеологическим причинам

В тот же период ЕС затеял «зеленый сдвиг», который привел к значительной дороговизне энергии как для потребителей, так и для промышленности, а также к замене надежных источников энергии нестабильными.

ЕС выступил одним из застрельщиков государственного переворота на Украине в 2014 году и подтолкнул страну к вооруженному конфликту с Россией. Это повлекло за собой еще большие издержки для ЕС, тогда как навязанные США санкции привели к потере огромных рынков в России и замене дешевых российских энергоносителей дорогим американским СПГ.

Рост в ЕС в 2025 году оценивается всего в 1,1%, что ниже предыдущих прогнозов из-за американских пошлин и глобальной неопределенности. Сильнее всего пострадали промышленность, энергетический сектор, уровень долга и торговля. Даже после падения с пикового уровня 2022 года цены на энергоносители для европейской промышленности остаются почти вдвое выше, чем в США и Китае. Это уже повлекло за собой деиндустриализацию, особенно в энергоемких секторах, таких как химическая, сталелитейная и автомобильная промышленность.

Ключевые цифры и тенденции

С января по август 2025 года в ЕС закрылись 72 крупных промышленных предприятия. Это самый высокий показатель со времен финансового кризиса 2009 года, при этом отрасль потеряла 18 000 сотрудников.

Автопром, в которой занято 13,8 миллиона человек (6,1% рабочей силы ЕС), столкнулся с системным кризисом: более высокими производственными издержками (на 30% выше, чем в Китае), зависимостью от каналов поставок и слишком медленным переходом на электромобили. Европейские автопроизводители требуют смягчения ограничений на выбросы двуокиси углерода уже в 2025 году.

С 2019 года промышленность ЕС потеряла в общей сложности 850 000 рабочих мест.

Промышленное производство в еврозоне сократится в 2025 году на 0,7%.

Американские пошлины в размере 15%, разумеется, нанесут дополнительный ущерб торговле и производству ЕС.

В то же время глобальные конкуренты усилились. Россия не только справилась с санкциями, но и организовала импортозамещение, наладив собственное производство, а также перенаправила поставки энергоносителей с европейского рынка в Азию.

ЕС сел на мель, и странам предстоит искать выход.

Кроме того, европейские страны более чем вдвое увеличат военные расходы за счет займов. Добром это никак не кончится.

И именно к этому кораблю норвежские политики привязали нашу страну.