Стагнация экономики, дыра в бюджете и рост госдолга. Как власть жонглирует финансами
Минфин готовится поднять госдолг выше запланированных значений. Неужели Россия пошла по пути США, где рост госдолга давно уже вышел из-под контроля и может угрожать экономике страны? «НИ» разобрались, какие риски и пользу несет эта мера.
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС. Россия наращивает госдолг сверх плана
Мария Соколова
Министр финансов Антон Силуанов сделал важное заявление: госдолг России будет расти.
— Можно ли увеличивать долг? Да, с одной стороны, в этом году мы это будем делать.
Параметры государственного долга — это не просто цифры в отчетах Минфина. Он может сказаться буквально на каждом жителе РФ.
С одной стороны, рост госдолга — это приток денег, помощь бюджету для выполнения текущих обязательств, в том числе социальных. С другой стороны, долги потом нужно возвращать, причем с процентами. Чем больше долгов набрать, тем больше расходов будет в будущем.
Рост госдолга в будущем дорого обходится. Фото: 1MI
В США споры о возможности роста госдолга привели даже к эпичной ссоре Дональда Трампа и Илона Маска, которая может повлиять на будущее освоение космоса и покорение Марса.
Зачем увеличивать госдолг
Сейчас в России есть одна очень веская причина для роста заимствований: федеральному бюджету остро не хватает денег. К сожалению, очень сильно подкачали нефтегазовые доходы.
В августе 2025-го, по данным Минфина, бюджет получил только 505 млрд рублей. Это на 16 млрд рублей меньше ожидаемых поступлений и один из самых слабых показателей с начала года. Хуже было только в июне — 494,8 млрд рублей. А вот в 2024-м каждый месяц приносил в среднем почти по 1 трлн рублей.
В августе 2025 года нефтегазовые доходы оказались в два раз меньше среднего значения за 2024 год. Фото: 1MI
Прочие секторы экономики тоже сейчас себя ощущают не лучшим образом. Попытки ЦБ сбить инфляцию поддержанием высокой ключевой ставки привели к замедлению экономики: глава Сбербанка Герман Греф на прошедшем ВЭФ заявил, что во втором квартале экономика вошла в «техническую стагнацию». То есть больше не растет.
Вместе с ней не растут и поступления в бюджет, чего не скажешь о расходах. Отказаться от содержания оборонного комплекса и здравоохранения, выплат пенсий и зарплат бюджетникам, финансирования уже начатых нацпроектов (иначе отечественные самолеты, например, так никогда и не увидим) нельзя.
Сокращение расходов бюджета потянет снижение уровня социального обеспечения. Фото: 1MI
Изначально в бюджет на 2025 год чиновники оптимистично заложили дефицит в 1,7 трлн рублей. Но уже весной этого года стало ясно, что достичь таких показателей не получится: дефицит повысили до 3,7 трлн рублей. Теперь же чиновники, включая самого президента, допускают еще больший его рост.
Оперативный мониторинг Минфина показывает, что к началу августа 2025-го дефицит федерального бюджета увеличился почти до 4,88 трлн рублей. К концу августа все стало только хуже.
Единый портал бюджетной системы РФ, который ведет казначейство, демонстрирует еще больший финансовый провал: по состоянию на 28 августа доходы составили 21,354 трлн рублей, а расходы — 27,521 трлн рублей. Итого дефицит — 6,167 трлн рублей.
Текущий дефицит бюджета оценивается казначейством в 6,2 трлн рублей.
Фото: Электронный бюджет
Из-за особенностей учета доходов и расходов данные казначейства до начала осени всегда более негативны, чем оценка Минфина. Но в любом случае финансовая дыра непрестанно ширится.
Госдолг — это страшно?
Начнем с хороших новостей: в РФ госдолг несравнимо ниже, чем в США. Если в Америке долги превышают 123% от ВВП, то в России — на порядок меньше, около 15% ВВП — отмечает Антон Силуанов.
Но есть один важный нюанс — стоимость этого госдолга. Доходность по десятилетним облигациям США сейчас составляет 4,07%. По американским меркам это очень много. Еще в 2021 году инвесторы довольствовались 1,5% годовых.
Ставки по американским гособлигациям даже после роста остаются в несколько раз ниже, чем по российским. Фото: tradingeconomics.com
По российским меркам 4,07% годовых — это просто даром. По словам того же Силуанова, РФ сейчас занимает под 14% годовых. Это дешевле банковских кредитов, но все равно дорого. А под меньшие проценты никто денег не даст — из-за высокой ключевой ставки депозиты будут выгоднее.
Американская экономика сейчас растет опережающими темпами: во втором квартале ВВП США прибавил 3% в годовом выражении против ожидания в 2,4%. Этот рост пока позволяет справляться с повышением нагрузки.
Из-за более высоких ставок и замедления экономики ситуация с обслуживанием госдолга в России не сильно лучше. В Штатах на выплаты по процентам уходит 14% всех расходов. Антон Силуанов рассказал, что у нас тоже немалая часть федерального бюджета уходит на обслуживание задолженности.
— Если посмотреть объем процентных расходов, то у нас он составляет уже около 8% всех расходов. Если мы будем дальше увеличивать долг, то это будет вытеснять другие все расходы. У нас меньше будет денег оставаться на наши приоритеты.
Антон Силуанов предупреждает о росте расходов на обслуживание госдолга. Фото: Сергей Карпухин/ТАСС
Решит ли рост госдолга проблемы бюджета РФ
Кратно повышать заимствования в 2025 году опасно, и Минфин, судя по всему, не пойдет на такой шаг. Изначально за весь 2025 год они ожидались в размере 3,257 трлн рублей, а после роста дефицита на 2 трлн рублей увеличились только до 3,37 трлн рублей.
Попытки повысить задолженность сталкиваются еще с другой проблемой: Минфин отрезан от доступа к мировому финансовому рынку. В долг государству могут дать только российские участники. А системно значимые кредитные организации, то есть крупнейшие банки, в августе этого года потеряли интерес к покупке гособлигаций.
Вероятно, рост заимствований будет ограниченным и кардинально ничего не изменит. С одной стороны, нагрузка на бюджет сильно не увеличится, а с другой — дыры в бюджете никуда не денутся.
Банки выбирают наиболее выгодные инвестиции и в августе 2025-го воздерживались от покупки ОФЗ. Фото: 1MI
Пока их возможно латать за счет средств ФНБ. Но надолго их не хватит: к началу августа ликвидные запасы фонда, которые не вложены в различные инфраструктурные проекты, составляли 3,953 трлн рублей.
На 2025 год денег хватит. А что будет потом — вопрос открытый. Бюджет остро нуждается в росте или нефтегазовых доходов, или отечественной экономики. Пока нет ни того, ни другого.
Комментарии