Падение автопрома вослед за агромашем и стройдормашем
Максим Калашников
«Горьковский автозавод переводит сотрудников на 4-дневную рабочую неделю в августе из-за падения рынка коммерческого транспорта. Об этом сообщили «Интерфаксу» на предприятии.
В условиях высокой ставки ЦБ и недоступности финансовых инструментов для приобретения автомобилей падение рынка по итогам первого полугодия составило почти 40% в сегменте среднетоннажных грузовиков, 30% в сегменте легких коммерческих автомобилей и 60% в сегменте автобусов, рассказали на автозаводе.
Введение сокращенной рабочей недели в этих условиях позволит сохранить рабочие места и организовать равномерную загрузку производств.
«На фоне сжатия рынка с начала 2025 года на предприятии ведется оптимизация затрат по различным направлениям», все социальные льготы для сотрудников сохранены в полном объеме, говорится в сообщении.
***

Увы, у КАМАЗа также проблемы. Кризис в экономике налицо. Мы сталкиваемся с угрозой остановки уже не только агромашиностроительных и спецмашиностроительных заводов, но и автопрома. Причина понятна: кризис из-за затяжной войны. Либо быстро побеждать надо, либо идти на перемирие. Ибо затяжная война грозит обрушить экономический тыл, мы можем упасть вместе с Украиной.
Дело в том, что импортозамещение в РФ так же не готовилось толком, как и СВО. Ни по части налогов, ни по части доступных целевых кредитов под низкий процент и надолго. Ни по части госсубсидий. Так – всё на понтах, сами как-нибудь. Ну, итог был схож с военными итогами.
Теперь – когда для индустриализации РФ после погрома 90-х были упущены двадцать с лишним лет – приходится вести импортозамещение при чудовищно дорогих ссудах, с металлом и киловатт-часами, которые дороже китайских.
При гораздо меньших, чем в КНР, масштабах производства. Отчего комплектующие и техника нашего производства получается по себестоимости на десятки процентов дороже, чем у китайцев. Понятно, почему стали останавливаться заводы. Да и качество падает явно.
Возвращался из Ростова в автобусе вместе с ребятами из Донбасса, водителями грузовиков. Они возмущаются: «голый» КАМАЗ без комплектации сейчас (если я правильно запомнил) – 12 миллионов. Столько же, сколько китайский аналог, уже всем оборудованным. Кабины КАМАЗа стали неудобными, неэргономичными. Обивка кабин провисает, огромные зазоры между элементами конструкции. Сиденья – и те стали хуже. Их даже невозможно разложить так, чтобы поспать и отдохнуть.
Объясняю им: налоги, тарифы, цены на металл, на кредиты у нас – намного выше, чем за границей. Оттого машины получаются дороже импортных. «А нам-то что делать?» - спросили они. – «Нам работать на таком невыгодно». Сошлись на том, что этим должно заниматься государство – ибо проценты по кредитам, налоги и субсидии оно лишь устанавливает. Любой, даже самый лучший владелец завода, будет бессилен – государство в любой момент может уничтожить плоды его усилий, лишь подняв налоги или ключевую ставку ЦБ. Лишь государство может обуздать ценовые аппетиты металлургических, газовых, электрических, транспортных монополий. При этом государство (как в КНР), помогая частным промышленникам, должно строго контролировать качество продукции. При этом для поддержки индустрии не нужно залезать в казну: достаточно разумной целевой эмиссии в виде кредитов (целевых) цифровыми рублями.
Но, увы, такого в РФ нет. Результат – налицо.
Комментарии