9 языков современного искусства: как и с чем работают участники фестиваля-интенсива «Алгоритмы познания» в AZ/ART

Фото: архив пресс-службы

В июне прошлого года на Маросейке появился новый герой московской арт-сцены — Центр современного искусства AZ/ART. Пространство быстро стало магнитом для ценителей совриска: здесь можно встретить работы и молодых художников, и признанных мастеров. Летний фестиваль «Алгоритмы познания» — логичная кульминация года: серия мини-выставок, где каждый художник ищет свой путь.

Каждый месяц лета в трех залах будут ставить по три короткие персональные экспозиции — три способа навигации в эпоху нестабильной повседневности. Кто-то из авторов иронизирует над хаосом и ритмом жизни, кто-то строит утопии. Time Out изучил представленные работы фестиваля и вот что выяснил. 

Когда: до 31 августа
Где: ЦСИ AZ/ART

Прошлое: первые герои фестиваля

Поскольку на «Алгоритмах познания» экспозиции сменяются интенсивно, часть выставок уже нельзя посмотреть, а часть — еще не представлена. Поэтому мы решили поделить наш монолог на три части: «Прошлое» с закрывшимися проектами, «Настоящее» с экспозициями, которые идут прямо сейчас, и «Будущее» с  предстоящими выставками. 

Начнем по порядку с первой тройки участников, чьи предметы искусства выставлялась в центре с 5 по 29 июня. 

Язык Платона Инфанте — взаимодействие материального и цифрового. «Инструментарий» 

Платон Инфанте — настоящий виртуоз объединения материального и цифрового. Его проект «Инструментарий» стал не просто экспозицией, а первым шагом, с которого начался фестиваль. Основательница AZ/ART Наталия Опалева и куратор Александр Дашевский, вдохновившись энтузиазмом художника, решили, что мастерам нужно место, где они могли бы презентовать свои идеи сразу, пока те еще свежи.

В своем проекте Инфанте стирает границы между реальным и виртуальным. Для него цифровой мир — не враг, а еще одна органическая среда, в которой живет современный человек. Художник действует сразу в двух реальностях, например, «забивает сквозь экран вечный гвоздь» или «пилит виртуальной пилой материальный брусок». Действия автора свободно пересекают границу между физическим и цифровым, как и человек выстраивает свою жизнедеятельность по обе стороны экрана. 

Язык Валерия Гриковского — наука и конспирология. «Минус-музей» и «Музей чепухи»

В дальнем зале AZ/ART в первый месяц лета развернулся настоящий «Минус-музей» Валерия Гриковского — место, где искусство пересекалось с «наукой» и «культурой». Почему в кавычках? Потому что перед зрителями предстала коллекция артефактов о Владивостоке, которые вроде бы рассказывали о регионе с краеведческой точки зрения, но на деле экспонаты не имели никакой научной ценности и были скорее примером псевдонауки или конспирологических теорий. 

Это словно зеркало нашей эпохи, когда, пытаясь разобраться в новой теме, натыкаешься в интернете на противоречивые и запутанные факты. Огромный поток неоднозначной информации — признак эпохи перемен.

Хотя сам автор говорил, что он не пытался высмеять человека разумного, все-таки мы увидели в этом стеб над теми, кто одновременно доверяет логике и верит в гадания на картах таро, то есть, над всеми нами. 

Язык Лилии Педак и Юлии Клоповой — разговор матери и дочери через текстиль и керамику. «Несвязанные привязанности»  

«Несвязанные привязанности» — плод совместной жизни и творчества во время пандемии Лилии Педак и Юлии Клоповой, матери и дочери. Пока многие смотрели фильмы и пробовали новые кулинарные рецепты, две художницы активно искали способ понять и услышать друг друга, преодолевая вечный конфликт поколений.

По итогу левый зал AZ/ART заполнила их совместная коллекция панно, объектов и скульптур — искренний диалог о чувствах, которые связывают мать и дочь.

Time Out даже заглянул внутрь одной из работ с помощью эндоскопа — что там скрывалось, можно увидеть в нашем телеграм-канале.

Настоящее

Если пропустили старт фестиваля, не расстраивайтесь — дальше только интереснее. До 3 августа в AZ/ART продолжаются проекты Апанди Магомедова, коллектива «Цветы Джонджоли», а также Елены Губановой и Ивана Говоркова. Конечно, ничто не заменит живого знакомства с работами, но мы готовы вкратце рассказать, что вас ждет в этих экспозициях.

Язык Елены Губановой и Ивана Говоркова — «бытовой космос». «Пыль»

Елена Губанова и Иван Говорков — участники Венецианской биеннале и авторы резонансных акций и музейных проектов. Вот мимо чьей выставки точно нельзя пройти. Заходя сюда, попадаешь в мир, где пылевыбивалка вдруг начинает выбивать из старого пальто созвездия, огромная «женская юбка» становится живым космосом, а солнечные пятна на диване — целыми планетами.

В мире, где многое кажется слишком быстрым и поверхностным, работы Губановой и Говоркова заставляют замедлиться, задуматься и почувствовать связь между личными воспоминаниями и бескрайним космосом — между тем, что уходит, и тем, что остается с нами навсегда.

Язык Апанди Магомедов — народные мотивы. «Делегаты ландшафта»

Апанди Магомедов — один из самых узнаваемых художников современного Дагестана. Его творчество сочетает модернистские формы с богатым наследием народного искусства — коврами, керамикой, плетением. Художник размывает границы между авторским и народным, национальным и универсальным, природным и искусственным, приглашая задуматься о том, как тесно мы связаны с природой, культурой и друг с другом. 

Язык коллектива «Цветы Джонджоли» — многослойный калейдоскоп культурных контекстов. «3. Краткая тропическая география»

«Цветы Джонджоли» — панк-группа, возникшая в 2022 году на базе коллектива «Север-7». Их особенность — работа с одеждой как с живым материалом. Для них текстиль — вторая кожа, которая защищает, маскирует, обозначает принадлежность и хранит культурные коды.

Художники создали инсталляцию-рынок, где можно гулять, наблюдая, как одежда меняется через призму искусства, объединяя разные культурные контексты, территории и эпохи в один многомерный коллаж.

Будущее

Завершат фестиваль выставки объединения «Хвойные», Михаила Рубанкова и Ирины Кориной. Что нас ждет, пока секрет, но вот несколько пасхалок. 

Язык объединения «Хвойные» —- документация разговоров и размышлений

«Хвойные» — группа из шести художников, которые раз в год собираются в деревне Хвойное на своеобразный пленэр. Там они задают тему встречи и документируют совместное времяпрепровождение. В течение года каждый возвращается к этим зарисовкам и воспоминаниям, превращая их в продуманные и глубокие произведения, которые мы сможем увидеть уже в следующем месяце.

Язык Михаила Рубанкова — мистические путешествия 

Михаил Рубанков готовит серию работ о путешествиях современного шамана в потусторонний мир. Понадобятся ли ему виза и багаж? Придется ли делать пересадку? И как выглядит пункт назначения — похож ли он на нашу реальность? Возможно, на все эти вопросы автор ответит в августе.  

Язык Ирины Кориной — мемориальные практики

Ирина Корина — главная загадка фестиваля «Алгоритмы познания». Даже куратор пока не знает, что именно она покажет. Известно лишь одно — художница обратится к мемориальным практикам.