Максим Спасский об использовании цифрового рубля в международных расчетах в колонке для канала «Время госзакупок»

Вице-президент по работе с регионами Российско-китайской Гильдии коммерции Максим Спасский об использовании цифрового рубля в международных расчетах в колонке для канала «Время госзакупок»:
 
  Мне очень нравиться умение отдельных спикеров запускать в новостную повестку «положительные» новостные поводы. Депутат Госдумы Анатолий Аксаков в интервью «Парламентской газете» рассказал, что использование цифрового рубля поможет обойти санкции.
 
 К сожалению, выводы сделанные Аксаковым очень спорные: рубль в международных расчетах занимает незначительное место.
 
 Рубль пока не стал полноценной международной валютой, но его роль в расчетах с партнерами России растет. Дальнейшее развитие зависит от устойчивости экономики, глубины финансовых рынков и дедолларизации мировой торговли.
 
 От перемены мест слагаемых сумма не меняется — внедрение цифрового рубля сильно не изменит ситуацию, просто измениться форма расчетов.
 
 Если говорить по поводу самих платежей, то бизнес научился решать эти вопросы, но очень часто наше государство ставит бизнесу подножку, сильно зарегулировав денежный оборот и вводя все новые правила и усиливая давление.
 
  Можно сделать вывод, что цифровой рубль это очередной шаг по ускорению контроля государства над оборотом денег и его внедрение решает отнюдь не вопросы с международными платежами.


 Комментарий: Анатолий Несмиян

Цифровой рубль - это инструмент контроля и более ничего. Никаких иных дополнительных и тем более полезных функций по отношению к «обычному» рублю у него нет. Собственно, это никогда особенно секретом и не было. Вся демагогия о том, что цифровой рубль поможет что-то там преодолеть и решить за рамками этой задачи - банальная ложь.
 
 Здесь возникает один буквально экзистенциальный вопрос: маниакальное желание взять под контроль весь денежный оборот в целом понятно. Но нужно понимать, что та часть оборота и та часть рынка, который находится в серой зоне без контроля государства («черный» криминальный рынок рассматривать здесь нет смысла) - это своего рода «подушка безопасности» страны. Фактически это механизм выживания во время кризисов для значительного числа людей. «Гаражный» бизнес - и производственный, и в сфере услуг - дает работу и помогает обеспечивать себя самостоятельно примерно 15 миллионам человек. Поэтому умное государство ведет борьбу с серым рынком, но без избыточного фанатизма, понимая его необходимость. Особенно в периоды кризисов.
 
 Но умное государство - это что-то из области ненаучной фантастики. Сегодня у режима стоит утилитарная задача - выжить, даже если для этого придется убить всех вокруг. Поэтому контроль и зачистка пространства с целью выжать еще хоть немножечко ресурса - единственная задача, которую он сегодня решает.