Что потребуется, чтобы предотвратить крах?

В наши дни многие задаются этим вопросом, в том числе серьёзные люди, которые работают полный рабочий день в сфере климатической и энергетической политики. 

Как страны мира могут сократить выбросы парниковых газов достаточно быстро, чтобы предотвратить климатическую катастрофу, не подрывая при этом ни мировую экономику (которая по-прежнему на 85% зависит от ископаемого топлива), ни надежды миллиардов людей в бедных странах на улучшение своих экономических перспектив за счёт «развития», которое исторически зависело от увеличения потребления энергии на душу населения?

Организация Объединённых Наций обратилась к мировому научному сообществу, изучающему климат, с официальным запросом на составление специального доклада, в котором будут представлены «осуществимые» пути ограничения глобального потепления до 1,5 градусов Цельсия при сохранении экономического роста и достижении целей ООН в области устойчивого развития. 

В ответ научное сообщество опубликовало статьи со сценариями, соответствующими этим требованиям. До недавнего времени большинство сценариев опиралось на технологии с отрицательными выбросами, в том числе CCS (улавливание углерода на электростанциях, работающих на ископаемом топливе, с последующим его связыванием) или BECCS (выращивание биомассы, сжигание её для получения энергии, последующее улавливание углерода и его хранение). Критики резко критиковали эти планы как слишком дорогостоящие и слишком рискованные для окружающей среды.

В новой 13-страничной статье в Nature Energy, дополненной 122 страницами вспомогательных материалов, используется совершенно иной подход. Цель авторов во главе с Арнольдом Грублером состояла в том, чтобы смоделировать сценарий, ограничивающий глобальное потепление до 1,5 °C при достижении экономических целей без использования технологий с отрицательными выбросами, а вместо этого полагаясь на сокращение спроса на энергию. 

Мы и наши коллеги из Института посткарбональной экономики уже много лет продвигаем идею сокращения спроса как основного жизнеспособного способа предотвращения катастрофического изменения климата. Однако мы предполагаем, что резкое сокращение энергопотребления также приведёт к экономическому спаду. 

Более того, мы не видим возможности поддерживать экономический рост в условиях сокращения потребления ископаемого топлива — будь то из-за климатической политики или истощения запасов ископаемого топлива. На наш взгляд, одна из главных задач политиков в наши дни — найти способы минимизировать последствия экономического спада.

Авторы статьи настроены более оптимистично и пишут:

[Мы] показываем, как соответствующее сокращение масштабов глобальной энергетической системы создаёт необходимые условия для осуществимой декарбонизации в рамках бюджета выбросов на 1,5 °C без необходимости использования технологий с отрицательным выбросом углерода и со значительными сопутствующими преимуществами для устойчивого развития.

Мы решили внимательно изучить этот сценарий с низким энергопотреблением, чтобы понять, насколько он осуществим. Его предположения кажутся прозрачными и хорошо задокументированными в дополнительных материалах. Однако, когда мы углубились в эти предположения, стало ясно, что авторы предполагают почти полную перестройку технологий, институтов, моделей поведения и систем убеждений для достижения своих целей, и эта социальная трансформация должна начаться немедленно.

В исследовании предполагается, что большая часть предполагаемых преобразований будет достигнута за счёт почти повсеместной цифровизации. Авторы фокусируются на энергетических услугах для конечного потребителя, предполагая, что большинство из них можно было бы предоставлять гораздо эффективнее с помощью микроэлектроники. 

Потребление электроэнергии в быту и на производстве можно сократить, отказавшись от множества устройств в пользу смартфона, потребление энергии которого в 5 Вт заменяет потребление 450 Вт от калькуляторов, телевизоров, игровых приставок, видеорегистраторов, радиоприёмников, сканеров, планшетов, стереосистем, будильников, GPS, метеостанций, видеокамер, компов и т. д. 

Некоторые из этих устройств уже заменены смартфонами. Более того, авторы предполагают, что все бытовые приборы будут подключены к Интернету вещей, что обеспечит их оптимальную работу и бесперебойное реагирование на спрос.

В сценарии Граблера не упоминается, что для повсеместной цифровизации потребуется надёжное электроснабжение и сеть электронных коммуникаций. Это повлечёт за собой создание новой инфраструктуры и увеличение спроса на электроэнергию для передачи, хранения и обработки данных практически для каждого устройства на Земле. Также потребуется большое количество меди. И всё это должно работать бесперебойно 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

В своём обсуждении энергопотребления в зданиях авторы утверждают, что эффективность отопления и охлаждения может значительно повыситься за счёт полной модернизации зданий на глобальном Севере в течение периода исследования, который продлится до 2050 года. Действительно, 3% зданий придётся модернизировать каждый год. В то же время все новые здания на глобальном Юге (общей площадью 84 миллиарда квадратных метров) будут построены в соответствии со стандартами пассивного дома.

«Промышленность» в сценарии рассматривается в первую очередь с точки зрения шести секторов (сталелитейная, алюминиевая, цементная, бумажная, нефтехимическая промышленность и производство сырья). 

Сокращение спроса обусловлено максимальными допущениями в отношении дематериализации (потребности в меньшем количестве вещей) и эффективности использования материалов (вещи служат дольше), при этом все вещи производятся с использованием передовых мировых технологий. Исследование предполагает сокращение парка транспортных средств с прогнозируемых 1 млрд в 2050 году до 530 млн из-за появления экономики совместного потребления (подробнее об этом ниже).

 В целом авторы прогнозируют сокращение годового спроса на продукцию шести основных отраслей на четыре миллиарда тонн в 2050 году, несмотря на то, что они допускают рост населения до девяти миллиардов человек и что экономические прогнозы ООН в отношении темпов роста ВВП и доходов будут достигнуты.

Трудно согласовать наблюдаемую долгосрочную тесную взаимосвязь между мировым ВВП и потреблением материалов/энергии с предположением о том, что население и благосостояние будут продолжать расти, в то время как потребление материалов и энергии начнёт сокращаться. Экономисты называют это отделение ВВП от потребления энергии и материалов «развязкой». 

Но, как показало недавнее исследование, утверждения о развязке в прошлом не выдерживают критики. Так как же авторы статьи о «низком энергопотреблении» предлагают достичь в будущем того, что до сих пор казалось таким недостижимым? 

Отчасти это связано с переходом к обществу совместного потребления, в котором мы отказываемся от личного владения автомобилями, инструментами и бытовой техникой в пользу оплаты услуг, таких как поездки, использование инструментов и т. д. Цифровизация и Интернет вещей будут способствовать совместному потреблению. Не обсуждается тот факт, что ремонт чего-либо, в чём есть датчик или печатная плата, становится намного сложнее.

Подсчитав всю экономию энергии при конечном использовании, авторы создают оптимизированную энергетическую систему, в которой к 2050 году на долю электроэнергии будет приходиться 60% всего конечного энергопотребления по сравнению с 20% сегодня. 

Электрификацию жилых и коммерческих помещений легко представить, но мало что известно о том, как можно распространить электрификацию на промышленность, которая, по прогнозам, вскоре после 2050 года практически полностью откажется от ископаемого топлива.

Как мы обсуждали в нашей книге «Наше возобновляемое будущее», промышленное использование энергии (особенно для высокотемпературных процессов, таких как производство цемента) будет сложно сделать безуглеродным, а такие процессы присутствуют почти во всех цепочках поставок. Сценарий Граблера исключает из рассмотрения авиацию и судоходство.

В конце концов, модель «работает» только в том случае, если все допущения будут выполнены в нужном масштабе и в необходимые сроки. А поскольку одно только требование о модернизации означает, что до 2050 года нам нужно будет ежегодно работать над более чем миллиардом квадратных метров зданий, начинать нужно немедленно; необходимые институциональные, поведенческие, социальные, технологические и другие изменения должны происходить так же быстро.

Глобальное научное сообщество, изучающее климат, до сих пор предлагало сценарии, соответствующие критериям ООН, полагаясь на магию CCS. Теперь, после критики CCS, сообщество рассматривает сценарий, который будет крайне сложно реализовать и который вместо этого полагается на магию разделения для достижения желаемых результатов.

На наш взгляд, в какой-то момент учёные и политики должны начать обсуждать сценарий, которого мировые лидеры, похоже, хотят избежать любой ценой, — управляемый экономический спад. 

Ирония заключается в том, что этот сценарий может надёжно сократить выбросы парниковых газов и достижим без обращения к волшебству (CCS или «развязыванию»). Без продуманного планирования спад может привести к краху экономики, привыкшей к росту. Но при наличии планирования и управления сообщества могут релокализоваться, а потребности людей могут быть удовлетворены более простым способом. Численность населения может сокращаться продуманными и гуманными способами.

Мировые лидеры поставили перед научным сообществом, изучающим климат, невыполнимую задачу. В конце концов, учёные-климатологи посвятили свою карьеру изучению природных систем и, вероятно, очень обеспокоены влиянием потепления на планету на человечество и другие виды. Теперь от них требуется разработать меры, которые будут строго ограничены рамками того, что правительства считают политически приемлемым.

 Если окажется, что то, что на самом деле необходимо для противодействия угрозе изменения климата, является политическим ядом, что тогда? Прислушаются ли политики и пересмотрят ли они то, что считается политически приемлемым? И как долго может продолжаться эта переписка, прежде чем появится эффективный ответ на климатический вызов?

Изображение предоставлено Тайлером Маллинсом через Unsplash.

https://www.resilience.org/stories/2018-09-19/what-will-it-take-to-avert-collapse/